Продолжим знакомство с редкими изданиями книжного собрания Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области. Представляем Вашему вниманию очень красивое издание в цельнокожаном переплёте с золотым тиснением, круговым золотым обрезом, муаровыми форзацами (см. фото).
После основания Академии наук в Петербурге право на издание календарей переходит к ней. В течение 143 лет (1726-1869 гг.) Академия помещала в них научно-популярные статьи астрономического, географического или исторического характера.
В обязанности Академии входило составление с 1736 года «Придворного календаря», а с 1765 года – «Адрес-календаря», где наряду с общепринятыми сведениями помещались роспись должностных лиц и список кавалеров всех российских орденов, а также придворного штата.
Придворные календари издавались до 1917 почти каждый год и, как правило, выходили в декабре предыдущего года. Главное содержание календарей – сведения о служивших при Дворе лицах: Придворный штат, Министерство Императорского Двора, списки кавалеров орденов, российские министры при иностранных государствах и иностранные – в России, начальствующий состав коллегий, губернаторы и прочее (см. страницу с пензенскими фамилиями).
Придворный календарь выпускался в виде изящных малоформатных книжечек. Обычно было несколько вариантов календаря в рамках одного тиража: печатались экземпляры с фронтисписом, с дополнительными иллюстрациями и картами. В конце алфавитный именной указатель. Тиражи календарей были небольшие, 500-1000 экземпляров. Основной тираж выходил в коленкоровых издательских переплетах, только малая часть тиража выходила в цельнокожаных переплетах.
Порой случалось непредвиденное: пока готовилось очередное издание, сменялись люди, должности. И опять – виноват календарь, как замечала госпожа Хлестова в комедии Грибоедова «Горе от ума»! Такие перемены иллюстрирует наш экземпляр Придворного календаря 1897 года (см. страницу с переменами).
О популярности этих изданий среди определенного круга людей известно из классической литературы. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» говорится: «Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи».
Придворные календари давали представление о составе правящей элиты страны. Именно поэтому отставник Гринев-старший так расстраивался, наблюдая по нему за карьерными успехами своих бывших сослуживцев.