«В море часто бывает хлопотно, отвечаешь за корабль, грузы. Тебе вверены человеческие жизни. Бессонные ночи на мостике, ветры, болтанка на зыби, непредвиденные случаи, требующие предельного напряжения. Иногда упорно не открывается маяк. Долго приходится ждать лоцмана в опасном месте. Или какое- нибудь судно оказалось в тумане слишком близко. Береговая суета с погрузкой и выгрузкой… Да мало ли у капитана всяческих дел, порой весьма беспокойных. Не каждый выносит это, многие не выдерживают. Тяжелы жертвы морю… Но кем бы я стал, если бы снова начал жизнь? – спрашиваю я себя. Может быть, космонавтом? Я представляю себе бесконечное пространство среди звезд, холод, мрак… Конечно, это заманчиво, это необходимо человечеству. Но сколько еще дела здесь, на родной, теплой земле… Нет, я стал бы только моряком! Кто однажды глотнул крепкого соленого воздуха моря, тот навсегда становится его пленником. Моряк отдает себя кораблю целиком. Вся жизнь проходит на палубе, в машине, на мостике, вдали от дома, от родных и близких. Мальчишкой приходит моряк на корабль, а возвращается на берег стариком. Ответственность сплачивала и объединяла. Она напоминала: как ни различны вы по своим характерам и вкусам, как ни различен ваш жизненный опыт, теперь вы одно целое; как бы трудно вам ни приходилось, вы должны объединенными усилиями всего коллектива преодолеть все препятствия и выйти победителями из этой борьбы. И с первого же дня, с первого же часа этого дня я наблюдал, как начиналась своеобразная кристаллизация коллектива, ядром которого явились старожилы корабля. Разные, очень непохожие друг на друга люди собрались на корабле. И к каждому надо будет найти особенный подход, к каждому подобрать отдельный ключик. Много еще воды утечет, пока все они станут настоящими полярными моряками. Но они все – таки станут ими. Их сделает моряками коллектив. С морями и океанами связано многое в прогрессе человечества. Мировой океан открывает людям все новые и новые богатства и возможности. Тысячи молодых моряков, влюбленных в свою профессию, работают на судах морского флота. Они стойко переносят тяготы и опасности морской службы. Им есть у кого учиться. Славные дела их отцов и дедов, показавших во время Великой Отечественной войны образцы беззаветного служения Родине, никогда не будут забыты», – так писал о морской службе капитан дальнего плавания, исследователь Арктики, Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, писатель Константин Сергеевич Бадигин. Благодаря его жизни и творчеству не одно поколение мальчишек в стране мечтали о море, вместе с героями его произведений мысленно отправлялись в плавание, совершали удивительные путешествия.
Родился 16 (29) ноября 1910 года в городе Пенза (ныне областной центр Российской Федерации). Русский. В 1926 году окончил 9 классов школы.
Судьба К.С.Бадигина –моряка удивительна. В тридцатые годы прошлого века Комсомол послал его в Арктику. Это были годы, когда советские люди осваивали Северный морской путь. Восемнадцатилетний матрос парохода «Индигирка» на Дальнем Востоке за рейс самостоятельно подготовился к экзамену на второй курс Владивостокского морского техникума. Четырёхлетнюю программу он изучил за полтора года, сдав блестяще экзамены экстерном. Работая матросом, Константин Бадигин самостоятельно выучил французский язык и во время заходов в зарубежные порты помогал своим товарищам, выполняя роль переводчика.
В 1932 году К.Бадигин получил диплом судоводителя. В 1937-1938гг. – он- 2-й штурман ледокольного парохода «Садко».
Летом 1937 года ледокольный пароход «Садко», на котором служил вторым шкипером Константин Бадигин, был направлен для помощи судам в Карском море и море Лаптевых. В конце лета «Садко» также оказался блокирован льдами в районе Новосибирских островов вместе с ледокольными пароходами «Малыгин» и «Георгий Седов». 18 марта 1938 года в виду болезни капитана А.Алфёрова Константин Бадигин, которому на тот момент было 28 лет, принял командование, став капитаном «Георгия Седова». Когда к седовцам в 1938г. пробился ледокол “Ермак” и стало очевидным, что вывести “Седов” изо льдов не удастся, Бадигину предложили покинуть поврежденное судно. Он отказался: «Мы покинем борт «Седова» только тогда, когда он пришвартуется в одной из советских гаваней». С оставшимися 15 членами команды на корабле «Георгий Седов» был вынужден дрейфовать, так как его руль был значительно поврежден, и судно не могло самостоятельно управляться.
Две основные задачи стояли перед седовцами: первая – сохранить свой корабль для советского ледокольного флота и вторая – максимально использовать все обстоятельства дрейфа для проведения возможно более полных и точных научных наблюдений. Первая задача была не легкой. “Седов” не был специально построен для дрейфа во льдах Северного Ледовитого океана. Это, в сущности, обыкновенный грузопассажирский пароход, приспособленный для плавания в слабых льдах. Учтя опыт первой зимовки, столь сильно повредившей рулевое устройство судна, седовцы обратили особое внимание на сохранение корабля. Они укрепили корпус судна и выработали особую тактику для борьбы с напором льдов при помощи взрывчатых веществ. Зимой, когда сжатия льдов представляли наибольшую опасность, на борту всегда имелись наготове заряды аммонала, а вокруг корабля были заранее приготовленные лунки. Заряды предназначались для разрушения острых углов ледяных полей, давящих на борт судна, и для образования вокруг судна своеобразной подушки из обломков льда, более равномерно распределяющей давление наступающих ледяных валов. 153 раза седовцы переживали сжатия льдов. Некоторые были настолько опасны, что команда готовилась покинуть корабль. Однажды корабль накренился на 30 градусов, вода хлынула через отверстия холодильников внутрь судна, и только самоотверженная работа механиков спасла корабль от гибели.
Среди членов экипажа не было ученых-профессионалов, они были обычными моряками. Но все они кропотливо, тщательно, не щадя своих сил, больше двух лет изо дня в день вели научные наблюдения по метеорологии, гидрологии, земному магнетизму и измерению силы тяжести почти что по той же программе и такими же приборами, что и станция «Северный полюс». В 38 пунктах измерены глубины свыше 3000 метров с получением образцов грунта, открыты новые подводные хребты, течения. Легендарный дрейф “Седова” внес ценнейший вклад в науку о Севере.
Сам Бадигин во время дрейфа «Георгия Седова» в свободное время руководил судовыми курсами повышения квалификации, читал навигацию и политэкономию. Занятия велись регулярно по программе техникума. Программу эту получили по радио из Москвы и ни на йоту не снижали требований. Посещаемость была 100-процентная, успеваемость- отличная: седовцы отличались большой тягой к знаниям.
За время дрейфа экипаж «Георгия Седова» сумел снять и самостоятельно починить руль, хотя обычно такой ремонт производился только в доках. Лишь в январе 1940 года, когда «Георгий Седов», дрейфуя с плавучими льдами, достиг уже Гренландского моря, к нему сумел подойти ледокол «Иосиф Сталин» под командованием И.Д.Папанина и вывел его на чистую воду. В Баренцбург на Шпицбергене и далее в Мурманск «Георгий Седов» дошел своим ходом. Ледовый дрейф «Георгия Седова» продлился 812 дней. Судно прошло 3307 миль. Команда вела беспримерную схватку со стихией и выиграла ее. В том, что судно осталось цело и благополучно вернулось на Родину, немалую роль сыграли мужество и выучка экипажа. Все члены команды получили высокое звание Героев Советского Союза. В конце 30-х годов мало кому в стране не было известно имя человека, возглавившего маленький, но мужественный экипаж ледокольного парохода “Седов”. Когда в январе 1940 года, герои вернулись из ледового плена, страна встречала их восторженно, с оркестрами.
Капитанский мостик Бадигин покинул лишь в 1969 году, проплавав свыше сорока лет, из них 31 год – капитаном судна. Конечно, биография сказалась и на выборе им своей темы и на глубокой любви к студёным морям.
С 1954 года К.С.Бадигин член Союза писателей СССР. Вместе с Леонидом Сергеевичем Соболевым создал комиссию по морской художественной литературе Союза писателей СССР. И до последнего своего дыхания был ее бессменным председателем. Под его руководством комиссия за короткий срок стала авторитетным рабочим органом СП СССР, объединившим всех писателей-маринистов нашей страны. Бадигин-автор воспоминаний и исторических трудов: «На корабле «Георгий Седов» через Ледовитый океан» (1940), «Три зимовки во льдах Арктики» (1950), «Разгадка тайны Земли Андреева» (1953, совместно с Н.Н.Зубовым), «По студёным морям. Очерки по истории ледовых плаваний русских поморов» (1956), «На морских дорогах. Записки капитана» (1978); художественных романов и повестей: «Путь на Грумант» (1953), «Покорители студёных морей» (1957), «Чужие паруса» (1959), «Секрет государственной важности» (1966), «Кольцо великого магистра» (1969), «На затонувшем корабле» (1970), «Корсары Ивана Грозного» (1973), «Кораблекрушение у острова Надежды» (1978), «Ключи от заколдованного замка» (1980) и других. Автор сценария художественного фильма «Море студёное» (1954, совместно с В.М.Крепсом).
К.С.Бадигин не забывал родной Пензы, неоднократно приезжал в 1949,1953,1968,1977гг., встречался с читателями на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, библиотеках.
Писатель А.С.Некрасов, автор любимой многими детьми книги «Приключения капитана Врунгеля», близкий друг Константина Сергеевича Бадигина, написал о нём: «Он сумел заглянуть на пять тысяч метров в глубь полярного океана, на пять веков в глубь истории и в бездонные глубины сотен душ созданных им персонажей, которые ещё много десятилетий будут волновать читателей».

Яндекс.Метрика