• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Современники В.Г. Белинского. Я.П. Полонский


Помните ли вы, кому принадлежат эти строки?
Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
Ночь пройдет — и спозаранок
В степь, далеко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы ее, с тобою
Мы сходились в эти дни.
Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел,стянутый тобой?
Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!
Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
Я.П. Полонский об отзыве В.Г. Белинского на его сборник стихов: «…Но спасибо Белинскому! — не разбрани он меня, не решись я навсегда покинуть свои стихотворные или поэтические затеи, я бы, кажется, ни за что не поступил на службу — и если бы та же судьба меня озлобила, я бы погиб…”
Литературная деятельность Я. П. Полонского, видного русского поэта середины XIX века, продолжалась почти шесть десятилетий; печатался он с 1840 года, первая его книга вышла в свет в 1844 году, а за нею последовала еще пятьдесят одна. При этом отдельные издания, и в их числе несколько «собраний сочинений», далеко не охватывают всего написанного Полонским: много его произведений, рассыпанных по журналам, альманахам и газетам, никогда не было собрано, а кое-что вообще не увидело света и осталось в обширном архиве автора. Полонский писал много и во всех жанрах: лирические стихи и сатиры, поэмы и романы в стихах, драматические произведения (в стихах и прозе), рассказы и очерки, повести и романы, критические и полемические статьи и воспоминания. Перед нами писатель-профессионал, неутомимо трудившийся в течение более полувека, прошедший весьма длинный жизненный и творческий путь, за время которого в русской литературе произошло много перемен. Достаточно сказать, что выступил Полонский еще при жизни Лермонтова, а когда сошел с литературной сцены — на ней уже шумно подвизались декаденты и символисты.
Хлопотами «недальновидных приятелей» был издан сборник Полонского «Стихотворения 1845 года». Поэт подарил книжку Льву Сергеевичу Пушкину, попросил послать другой экземпляр в Петербург, редактору журнала «Современник» П.А. Плетневу.
Полонский отправил свой сборник другу студенческих лет Фету, и Афанасий Афанасьевич откликнулся на выход книжки в письме к ее автору от 31 мая 1846 года: «Спасибо за присылку стихов… во всяком случае: «Вижу ль я, как во храме», «Вызов», «Мраморное сердце», «Последний разговор» — все это очень милые пьесы, означенные печатью несомненного поэтического таланта».
0
На страницах «Современника» появился в общем-то одобрительный, но сдержанный отзыв. А вот Белинский в «Отечественных записках» отозвался о второй книжке Полонского весьма сурово: «Заглавие «Стихотворения 1845 года» обещают нам длинный ряд небольших книжек, обещание нисколько не утешительное. Стихотворения 1845 года уже хуже стихотворений, изданных в 1844 году… Это плохой признак… г. Полонскому решительно не о чем писать». Возможно, критик и был прав: молодой человек находился на творческом и жизненном распутье, а внутренняя жизнь автора непременно отражается на его произведениях. (Кстати, стихотворение «Прогулка верхом» по каким-то причинам в сборник не было включено.) Отзыв Белинского был для молодого поэта чувствительным ударом, он даже подумывал о том, чтобы «навсегда покинуть свои стихотворные занятия», но, в конечном счете, по его же собственному признанию, критический отзыв Белинского заставил его относиться к сочинительству гораздо строже.

Дата публикации: 18.12.2020 в 11:41
Последнее изменение: 18.12.2020 в 11:41

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о