• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

«Мы по ним учились и по ним выучились…». Журнал «Северные цветы»

В фондах и экспозициях музея В.Г. Белинского хранится немало ценных журналов. Среди них уникальные экземпляры изданий: «Московский телеграф», «Отечественные записки», «Северные цветы».
«Северные цветы» — один из лучших русских альманахов, объединивших литераторов пушкинского круга, издававшийся с 1825-го по 1831 г. одним из ближайших друзей Пушкина бароном А. А. Дельвигом (1798—1831). Было издано 7 миниатюрных книжек в восьмую долю листа с гравированными картинками и виньетками.
Идея создания «Северных цветов» возникла у петербургского книгопродавца И. В. Слёнина, когда в 1824 г. Рылеев и Бестужев отказались от его услуг по изданию «Полярной звезды». По словам современника, Слёнин, «не желая терять выгод, которыми он уже два года пользовался, уговорил барона Дельвига собрать статьи для альманаха на 1825 год и предоставить его издание ему <...> за 4000 рублей ассигнациями» (РА. 1873. Кн. 1. Стб. XCVIII). Однако появлению нового альманаха сопутствовали и другие обстоятельства: размежевание сил в Вольном обществе любителей российской словесности, а также усиливающаяся конкуренция среди русских изданий.
О «соперничестве» и «соревновании» между издателями говорилось и в объявлении, которое появилось в «Литературных листках» Ф. Булгарина: «На русском Парнасе носятся слухи, — писал он, — что несколько литераторов и один книгопродавец вознамерились к будущему 1825 году издать альманах в роде «Полярной звезды» под заглавием: «Северные цветы». Хотя наш Север не весьма славится цветами, однако ж при старании можно кое-что вылелеять. Желаем и надеемся успеха, тем более что семена весьма рано посеяны. Это соперничество нисколько не повредит «Полярной звезде», напротив того, возродит в издателях соревнование, что также послужит к пользе читателей» (ЛЛ. 1824. Ч. I. № 4. С. 149—150).
«Соревнование литераторов» входило в просветительскую программу Бестужева и Рылеева, однако реально возникшая издательская конкуренция наложила известный отпечаток на взаимоотношения издателей «Северных цветов» и «Полярной звезды»; нотки отчуждения и критицизма начинают звучать в переписке Бестужева с Вяземским и др. Довольно ясно, хотя и осторожно, противопоставление двух изданий с явным предпочтением «Полярной звезды» проходит по критическим статьям Н. И. Греча и в особенности Ф. В. Булгарина, связанного в это время с кружком Рылеева и Бестужева и во многом зависевшего от их критических суждений (см. в наст. изд. статьи Ж. К. и Д. Р. К. ). Значительно большей лояльностью отличаются печатные отзывы о «Северных цветах» самого Бестужева.
При всех этих разногласиях отношения альманахов не могли быть враждебными: оба они были ориентированы на новую, романтическую, словесность и имели один круг авторов (Е. А. Баратынский, К. Н. Батюшков. П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка, Н. И. Гнедич, Д. В. Дашков, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, И. И. Козлов, И. А. Крылов, В. К. Кюхельбекер, К. П. Масальский, П. А. Плетнев, А. С. Пушкин, В. Л. Пушкин, С. Е. Раич, О. И. Сенковский, О. М. Сомов, В. И. Туманский, А. С. Хомяков, А. А. Шаховской и др.). После 1825 г. «Северные цветы» сосредоточили в себе все значительные силы обеих столиц. На страницах альманаха часто появляются произведения начинающих талантливых поэтов — И. Балле, М. Д. Деларю, А. И. Подолинского, Трилунного (Д. Ю. Струйского), В. Шемиота, В. Н. Щастного и др.
С 1827 г. Дельвиг издает «Северные цветы» вместе с О. Сомовым, который ведет большую и кропотливую работу: переписывается с авторами, улаживает цензурные дела, вычитывает корректуру. В «Северных цветах на 1828 год» — впервые после критической статьи Плетнева в первой книжке — появляется «Обзор российской словесности» О. Сомова, который теперь регулярно будет открывать альманах вплоть до 1831 г. «Северные цветы» на 1828 г. знаменательны еще и тем, что они вышли под эгидой пушкинского имени. На фронтисписе помещен портрет Пушкина — гравюра Уткина с оригинала Кипренского. Пушкин проявлял большой интерес к судьбе альманаха Дельвига. Он постоянно упоминает о нем в письмах, неоднократно обращается к друзьям с просьбой поддержать Дельвига. Именно в «Северных цветах» напечатаны его лучшие произведения того периода — отрывки из «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Моцарта и Сальери», «Граф Нулин», «Подражание Корану», «Воспоминание», «Бесы», «Анчар», «19 октября» и др.
В 1829 г. альманах Дельвига включается в литературную полемику, прежде всего с «Северной пчелой»; в критических обзорах Сомова делаются попытки утверждения пушкинской литературной программы. Ограниченные возможности издания, выходящего один раз в год, и далеко не идентичные позиции Пушкина и Сомова как автора ежегодных обозрений заставляют Пушкина и Дельвига думать о создании нового литературно-критического органа. Так возникает «Литературная газета». Со смертью Дельвига и распадом его кружка оба издания прекращают свое существование.
Последняя книжка альманаха «Северные цветы на 1832 год» была издана Пушкиным с помощью Сомова в память о Дельвиге.
Издания этих удивительных реликвий представлены на выставке «Мы по ним учились и по ним выучились…».
Источник: http://pushkin-lit.ru/…/articles…/severnye-cvety.htm
«История русской журналистики XVIII-XIX веков». / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. – СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 2003 г.
История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы. Лебедев Юрий Владимирович
Николай Полевой: Материалы по истории русской литературы и журналистики тридцатых годов / Под ред. и с прим. В. Орлова. Л., 1934; Козмин Н. К. Очерки по истории русского романтизма: Н. А. Полевой как выразитель литературных направлений современной ему эпохи. СПб., 1903.
#новостиотхранителей

Дата публикации: 11.12.2020 в 11:04
Последнее изменение: 11.12.2020 в 11:04

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о