• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Новости от хранителей.Русская пляска

Существенным моментом, оказавшим влияние на развитие сюжетной композиции в фарфоровом искусстве 19 века, стало обращение к быту. На первый план выходит человек, его жизнь и мироощущение. Художники-модельмейстеры часто отображают в своих работах образ простого крестьянина — труженика, делают зарисовки из сельской жизни. Данная тема нашла широкий отклик в мелкой скульптурной пластике.
Фабрика Попова одной из первых создает скульптуру из «серии обывателей». Яркий пример-находящаяся в экспозиции Литературного музея скульптура «Русская пляска», изображающая танцующую девушку в русском сарафане, с платком в руках. Скульптура размещается на округлом основании-пьедестале, выполненном в зеленых, коричневых цветах. Подобная форма основания символизировала землю, в 1840 г. пришла на смену первоначальному прямоугольному основанию статуэток фабрики Попова. Все детали, линии скульптурной композиции отличаются мягкой волнообразной прорисовкой. Движения, эмоции танцующей девушки переданы реалистично: кажется, слышны задорные звуки бренчащей балалайки, вот-вот платок взметнётся ввысь, и девушку закружит в вихре танца. Мастер уделил особое внимание прорисовке деталей одежды, позы крестьянки. Изображение получилось живое, эмоциональное. Подобный стиль в оформлении скульптурной пластики на заводе Попова просуществовал 10 лет. В последующие годы декор скульптуры отличался уже более выраженными «острыми» линиями, углами. Статуэтка выполнена из бисквитного неглазурованного фарфора. Такой способ декорирования позволил придать скульптуре большую натуральность, простоту, раскрыть образ народного типажа. Клеймо с монограммой из букв «АП» вдавлено в тесто; цифра «22» — номер формы модели.
Статуэтки завода Попова занимают высокий пьедестал в малой фарфоровой скульптуре середины 19 века; славятся передачей естественного образа, без преувеличений и наигранности. По своей художественной композиции скульптурная пластика Попова схожа с фарфоровыми моделями Гарднера. Статуэтка «Русская пляска», например, аналогична «Русской девушке» Гарднера, лишь с небольшими изменениями в положении головы и туловища, некоторых декоративных элементов на сарафане. Но Попов для росписи выбрал «свои» фирменные цвета. Художник использовал традиционные для «поповского фарфора» синий, коричнево-каштановый, зеленый цвет. Принцип «заимствования» в скульптурной пластике был обычным явлением. Скульптура Попова стала образцовой; по ее моделям выпускались статуэтки из фаянса в конце 19-начале 20 вв. Серия скульптуры Попова с образами простого народа вышла ограниченным тиражом. В начале 1870- х гг. завод прекратил свое существование. Сегодня «поповский фарфор» высоко ценится в мире искусства за свой самобытный стиль, яркие цвета и ручную роспись.

ОГЛММ КП-2848 ОИ-6535 Статуэтка «Русская пляска», 1840-е гг., Россия, завод А.Г.; Попова; выс. -22 см. Бисквит, формовка, обжиг, роспись полихромная.

Дата публикации: 20.11.2020 в 12:03
Последнее изменение: 20.11.2020 в 12:03

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о