• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Новости от хранителей.Снова о русском фарфоре.

Фарфоровое дело в России на всем протяжении 19 века стремительно развивалось. Наряду с государственным Императорским фарфоровым заводом начинают свою работу частные предприятия. Большое количество подобных заводов появляются в Москве и ее окрестностях, благодаря залежам здесь керамической глины. К тому же правительство всячески поощряло производство фарфоровой посуды, поскольку казенное производство на тот момент уже не смогло полностью удовлетворять возросший спрос на фарфор. «Белое золото» высоко ценилось. Коллекция фарфора Литературного музея представлена некоторыми образцами частных заводов. Чашка с крышкой зеленой глазури с золоченым растительным орнаментом относится к изделиям крупного частного завода в России 19 века – подмосковному фарфоровому заводу купца 1 гильдии Алексея Гавриловича Попова (с. Горбуново, Дмитровский уезд, 1812-1875 гг.). Изделие с фирменным надглазурным клеймом синего цвета: монограмма из букв «АП». На фабрике трудилось более, чем 200 наемных рабочих. Мастера завода разработали свою собственную рецептуру фарфоровой массы (мастера каждой фабрики держали в секрете состав фарфора), причем по физическим характеристикам она ничем не уступала фарфору Императорского завода. Завод Попова изготовлял как дорогую посуду на заказ, так и более доступную для людей со средним достатком, для массового потребления. Представленная в экспозиции чашка относится к изделиям позднего периода «поповского фарфора» (1860-1875 гг.). Ко второй половине 19 века фарфоровое искусство достигает своего апогея. Появляются новые способы декорирования, ручная роспись все больше вытесняется механизированным процессом, в росписи широко применяют деколь и печать. Декор упрощается, и на него мастера уже не затрачивают много времени. Чашка завода Попова выполнена в стиле позднего классицизма с элементами неорококо: в моду всего искусства входят яркие цвета с обилием позолоты, в декоре часто используются восточные мотивы, в основу брали элементы рокайльного стиля. Наилучшим образом под эти веяния моды вписывались цветочные, растительные композиции со всевозможными веточками-завитками. Чашка по своей форме, выбранному сюжету в декоре не отличается сложным строением. Тулово гладкое цилиндрическое, с С-образной ручкой, которая имеет во внутренней части небольшой выступающий «язычок»-завиток. Крышка конической формы с позолоченным вытянутым навершием. Отметим, что все детали рисунка выполнены вручную. Ручная роспись оставалась фирменным знаком фарфора Попова на всем протяжении существования фабрики. Тулово чашки у устья, нижний край, бортик крышки, ручка украшены золотой обводкой. Внутренняя часть крышки и чашки декорирована прозолотью: белая поверхность наполовину покрыта золотым глянцевым поясом растительного орнамента. Новая техника «прозолоть» широко использовалась в оформлении «поповского фарфора». Центральная часть тулова и крышка украшены по окружности ленточной композицией, состоящей из виноградной ветви. Изделие Попова отличаются яркой насыщенной цветовой монохромностью. Почти вся поверхность тулова чашки покрыта фоновой краской зеленого цвета, с незначительными белыми полями фарфоровой массы. Изделие покрыто сплошным крытьем с прорисовкой по золоту. Каштановый, глубокий синий («броского» оттенка), в том числе насыщенный зеленый были впервые «созданы» и применены для росписи фарфора именно на фабрике Попова.
Дата публикации: 19.11.2020 в 10:34
Последнее изменение: 19.11.2020 в 10:34

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о