• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Новости от хранителей

В одной из витрин в экспозиции Литературного музея взор посетителей непременно остановится на ярком предмете – чайной паре. Чайная пара необычная, совсем в непривычных для нас традиционных для чайной посуды размерах. Диаметр блюдца составляет 18 см, а чашки – 12,5 см. В коллекции Литературного музея данный образец продукции Императорского фарфорового завода является «изюминкой». Чашка с блюдцем относятся ко времени царствования Николая I (1825-1855). На дне имеется узнаваемое клеймо завода того периода: витиеватый вензель Николая I под императорской большой короной; клеймо синее надглазурное, нанесено вручную.
Николай I лично утверждал все проекты, по которым выпускались новые изделия, контролировал процесс. В этот период на Императорскую фарфоровую фабрику приглашены для работы русские мастера-художники, модельмейстеры. Большая часть продукции 1825-1855 гг. была изготовлена по проектам скульптора Степана Степановича Пименова и живописца, архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Под руководством Воронихина была создана целая сувенирная серия фарфора, коллекционные изделия которой часто преподносили в качестве подарка монаршим особам европейских императорских домов. Наша чайная пара является одним из таких изделий сувенирной подарочной серии. Как известно, история Императорского фарфорового завода богата событиями, каждая историческая веха откладывала свой отпечаток на процесс развития фарфорового дела, оставляла уникальный «дух» эпохи в каждом зарождавшемся на заводе предмете. Эпоха Николая I для искусства необычна своей эклектичностью. Нагромождение орнаментальных элементов было характерно для нового периода в искусстве — «историзма». Здесь смело сочетаются абсолютно разные стили, направления. Неоготика, необарокко и неоклассика соседствуют с элементами византийского и русского стиля. Четкие геометрические прямые линии, простота в изображаемом сюжете отходят на второй план. Новые декоративные приемы в оформлении фарфора при Николае I перестали подчеркивать хрупкость, утонченность. Напротив, с их помощью мастера создавали парадные образы, полные роскоши, тяжеловесные на вид. Фарфоровая чайная пара является ярким образцом данного периода. Она украшена богатым сложным орнаментом. Здесь ажурные детали переплетаются с зубчатыми элементами, а стилизованный растительный орнамент уживается с вытянутыми вверх «конструкциями». В декоре чайной пары широко использованы элементы «византийского» стиля (извивающиеся веточки растений), получившего распространение в искусстве со второго десятилетия 19 века. Сложный стилизованный узор напоминает «восточный ковер», где просматриваются отдельные элементы, похожие на персидские и турецкие арабески в переплетенных узорах, образующие четкие геометрические линии с острыми углами, спиралевидные формы, орнаменты в виде розетки и цветочных медальонов. Несмотря на всю сложность узора, орнамент выполнен в едином целом. В декоре применен принцип зеркального отражения, фрагменты единого рисунка расположены симметрично по всему полю предмета. Визуально орнамент занимает всю поверхность, т.е. практически исключает наличие конкретного фона; а узор плавно накладывается друг на друга, один орнаментальный мотив перетекает в другой. Причем весь узор очерчен, «заключен» определёнными полуарочными «рамками». Наряду с восточными, античными мотивами, соседствуют элементы «русского стиля». Нижний пояс тулова чашки украшен древнерусским орнаментом в виде трилистника, раскрывающегося бутона лилии с пробивающимся в центре ростком. По определению историографа по древнерусской культуре и письменности В.Н. Щепкина, подобный элемент «имеет глубокие корни». Крин (устаревшее слово — «лилия»), напоминающий ветку, является для всей культуры Руси основополагающим элементом, символизирует новую жизнь, плодородие, торжество силы и власти. По верхнему поясу тулова чашки пущены цепью мелкие золоченые кружочки. Цировкой поверх позолоты нанесен глянцевый рисунок в виде узорчатой сетки, состоящей из мелких витиеватых коричневых линий. Для росписи использованы традиционные для русской культуры теплые оттенки, применена техника «крытье» с использованием контрастного сочетания коричневого, голубого, малинового и черного цветов. Роспись нанесена предварительно на глазурованную поверхность фарфора и затем повторно обожжена. При Николае I был нарушен екатерининский принцип «делать фарфор из земли российской», когда в результате долгих лабораторных опытов во второй половине 18 века удалось открыть «собственный» рецепт «белого золота»- фарфора. Чайная пара изготовлена из привозной лиможской глины (г.Лимож, Франция); поставки осуществлялись с конца 1820-х до 1844 года; а с 1844 – из Англии. Лиможская твердая глина отличается прочностью и большей белизной. Поверхность на срезах (либо сколах) у такого фарфора более блестящая и гладкая с острыми углами (отличительный признак); дает при обжиге меньше технических повреждений; а глазурь более тонкая, плотнее соединяется с черепком. Матовая позолота с добавлением в «золотую смесь» ртути нанесена с последующей полировкой поверхности агатом. Данный способ золочения, который стал впервые использоваться при Николае I для росписи фарфора, придавал изделию более выразительный блеск и стойкость позолоты.
Обилие золоченых элементов создает образ торжественности и роскоши. Золото присутствует не только в виде тонкой окантовки по бортику тулова чашки и блюдца; оно нанесено на большую часть поверхности предмета как самостоятельный фоновый элемент. Чашка выполнена на основе техники «полунутро»: изнутри полностью, кроме донышка, покрыта обильной позолотой. Впервые при Николае I была использована новая техника в росписи с применением особых красителей – «люстры», которая придают изделию металлический блеск, легкий эффект «бронзированного золочения», незначительные оттенки бронзового мерцания, наделяет предмет большей выразительностью, визуально придает отдельным элементам рельеф, что характерно для объемной лепнины.
Рисунок блюдца чайной пары в точности повторяет орнамент чашки; с центрическим декором на «зеркале» (центральная часть блюдца) в виде веерообразной розетки, состоящей из 12 расположенных по кругу «сегментов». По краю бортика пущена золотистая окантовка. Поверхность блюдца, как и стенки чашки, с волнистым профилем.

Дата публикации: 18.11.2020 в 16:52
Последнее изменение: 18.11.2020 в 16:52

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о