• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Из «Записок» Марии Ивановны Храмовой

В Государственном музее-усадьбе В.Г. Белинского есть уникальный экспонат — «Записки» Марии Ивановны Храмовой.
История «Записок»
В 1978 году у жительницы города Белинского Анны Ивановны Храмовой, почитательницы таланта великого критика, были приобретены тетради записей. Это три довольно объемистых тетради, сшитые суровой ниткой, составляющие вместе 1140 страниц тетрадного формата. Записи произведены разными чернилами и карандашами разного цвета. На многих страницах записи от времени почти или, к сожалению, совсем неразборчивы, отрывочны, иногда без конца или без начала, иногда повторяются. Порой трудно определить, от чьего имени ведет Мария Ивановна рассказ, от первого лица или от третьего.
Последние записи произведены ещё до войны. В 1941-1942 гг. этими «Записками» пользовалась белинсковед В.С. Нечаева во время работы над своей монографией «В.Г. Белинский. Жизнь и деятельность»: «С большой осторожностью я позволила себе ввести в оборот неопубликованные записи преданий о семье Белинских, хранившихся в Чембаре во второй половине XIX века».
Описывает в «Записках» Мария Ивановна Храмова обычаи тех времен. Если женщина умела ловко и скоро прясть, ткать, то о ней говорили, что «она много пряжи съела». Оказывается, в те времена был такой обычай интересный. Когда девочка первые нитки напрядет, их сжигают на сковородке, а пепел солью посыпают и едят с хлебом. Вот тогда она будет прясть и устали не знать. А сажали прясть очень рано, когда девочек за гребнями чуть видно было. «Пальчики, бывало, потрескаются от суровой пряжи и веретена. Мучились, пряли на барщину, на людей, на себя», — рассказывает Александра Прокофьевна. Интересно сообщение о том, как печь сбивали из глины. Примеров жестокости, произвола со стороны помещиков по «Запискам» можно привести немало. Но уже тогда в народе зрела вера в будущее. Мария Ивановна, говоря о настоящем времени, о счастливой жизни при колхозах, вспоминала деда Максима: «Прав был дед Максим, когда говорил: недолго вашему исправнику управлять народом! Вот его к лошадиному хвосту! И царь полетит с престола вниз головой и вверх ногами».
Здесь можно прочитать, как дивился простой народ сахару: «Камешек на зубах хрустит, а сладкий». О чае, который пьют у Арсеньевой. И жена дяди Ефима тоже сварила его в чашке и, поставила на стол, сказала: «Сколько воды сливала, варом наливала, идёт тебе красная, как ржавча, вода. Кушали чай, кто ложкой, кто руками щепотку в рот отправит и выплюнет: трава, трава и есть».
Описывается, как печи из глины сбивали, почему лес называют Кирсон-Вершина, а село Невежкино. Об этом рассказывают легенды из «Записок». Здесь и сказки о царе Позе, о Бурдасихе, мудрой царевне. Нашли место здесь свадебные обряды, описание праздников. Довольно много место уделяется фольклору.

Дата публикации: 11.11.2020 в 11:10
Последнее изменение: 11.11.2020 в 11:10

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о