• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

«Светлая Отчизна души» В.Г. Белинский и музыка

Современник Белинского, русский писатель И.С.Тургенев, назвал критика «центральной фигурой первой половины XIX века». Почему? Ведь он писал в основном только о литературе. Но, во-первых, в литературе «вся наша жизнь», а во-вторых, эстетика Белинского касалась всех сторон общественной жизни. Касалось творчество В.Г. Белинского и музыки.
Чем была для Белинского музыка? Лишь сладостным ощущением или и важнейшей составляющей его эстетических воззрений? Откуда пришла она к нему? Если судить по письмам Белинского, музыка вошла в его жизнь из «прямухинской гармонии». Действительно, именно после того как он осенью 1836 г. более двух месяцев прожил в имении Бакуниных, в письмах 1837 г. он в первый раз высказывает свое трепетное отношение к музыке. Так, в сентябре 1837 г. он пишет М. Бакунину о том, что был в театре на опере «Роберт-Дьявол», который «местами потряс» его. На другой день посетил музыкальный вечер: «Одно место из одной сонаты Бетховена произвело на меня такое же могущественное впечатление, как многие места из игры Мочалова в роли Гамлета». Через некоторое время Белинский признается Бакунину: «Вчера, например, я… слушал septuo [септет] Бетховена со слезами восторга на глазах, трепетал от звуков, которые так неожиданно и так сильно заговорили в моей душе…».

Но был и кружок Н. Станкевича, человека, который «всегда и для всех был авторитетом», о котором Белинский позже писал: «Ему я обязан всем, что есть во мне человеческого». Он тоже прошел через обаяние Прямухино, картину жизни в котором с некоторой грустью нарисовал в письме, адресованном туда Бакунину и Белинскому: «Ты, Белинский и Ефремов теперь живете вполне. Прекрасные осенние дни, прогулки, музыка, беседа внизу и беседа наверху, искусство, философия, общее наше будущее – все это вы переберете в твоей маленькой комнатке, под навесом табачного дыма. Завидую от всей души…». А. Герцен несколько иронически описал в «Былом и думах» музыкальные интересы кружка Станкевича: «Философия музыки была на первом плане. Разумеется, о Россини и не говорили, к Моцарту были снисходительны, хотя и находили его детским и бледным, зато производили философские следствия над каждым аккордом Бетховена и очень уважали Шуберта»

Бетховен Септет B dur I часть. Исполняют артисты симфонического оркестра Хакасской республиканской филармонии им. В.Г.Чаптыкова: скрипка — Татьяна Павловская, альт — Елена Мусевич, виолончель — Анна Худоярова, контрабас — Роман Ясенков, кларнет — Андрей Тришкин, фагот — Яна Федосеева, валторна — Игорь Тетерин

Шуберт — Вечерняя серенада. Пан-флейта: Edward Simoni
Композиция Serenade
Исполнитель Edward Simoni
Лицензиар «SME (от лица компании «Sony BMG Music Entertainment»); EMI Music Publishing, Public Domain Compositions, ASCAP» и другие авторские общества

Использованы источники:
Лапшина Галина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
Анохина Нина Михайловна, белинсковед.
Информация и фотоматериалы, хранящиеся в фондах Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского

Дата публикации: 03.11.2020 в 18:54
Последнее изменение: 03.11.2020 в 18:54

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о