• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

«Москва ведь не Берлин, не Вена, не Мадрид, в ней гроб всей армии французской был открыт»

Самая большая комната в мемориальном доме Белинских, что удивительно для XIX века — детская. Эту комнату в первые годы пребывания в Чембаре занимали братья: Виссарион, Константин и, позже — Никанор. Сестра Александра до 1826 года жила у бабушки, Дарьи Евсеевны которая имела в Чембаре свой собственный дом. Все дети семейства Белинских проходили курс первоначального обучения русской и церковной грамоте у местной учительницы Е.П. Ципровской. Выучившись читать и писать, будущий критик продолжил свое обучение под надзором отца, который занимался с сыном также латинским языком (впоследствии Виссарион мог читать и писать по-латыни). Как напоминание о первых учебных опытах Белинского мы видим «Российские прописи», изданные в 1820 г., и своеобразная азбука «Подарок детям в память 1812 года», составленная из 34 картинок художника И.И. Теребенёва с изображением событий Отечественной войны и пояснительным текстом, начинающимся с очередной буквы алфавита.
В детской комнате мемориального дома Белинских есть интересный экспонат — знаменитое издание «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известное как «Теребеневская азбука». С удовольствием наши маленькие и взрослые посетители становятся участниками урока с Екатериной Павловной Ципровской — первой учительницей В.Г. Белинского. «Москва ведь не Берлин, не Вена, не МАдрид, в ней гроб всей армии французской был открыт» — эти строки многие с удовольствием повторяют, «выучив» букву МЫСЛИТЕ — «М».
Создатель азбуки скульптор И. И. Теребенев (1780-1815) завоевал поистине всенародную славу своими графическими листами на темы Отечественной войны 1812 года.
Вторжение Наполеона в Россию поставило перед русским обществом огромные проблемы. В ходе первых боёв становилось ясно, что отстоять независимость русского государства невозможно одними военными силами, борьбой армий. Для того, чтобы сдержать натиск врага необходимы были усилия всех слоев общества, самоотверженное участие в войне не только солдат и офицеров русской армии, но и всей крестьянской массы России. Словом, война должна была стать народной. Идея народной войны тесно связана с именем русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Походная типография, основанная при его штабе в первые месяцы войны, призвана была популяризировать идею народного характера войны. Эта идея была подхвачена передовой журнальной и газетной публицистикой.
Быстро и оперативно откликнулись на события войны русские художники, сумев найти форму одновременно и очень выразительную, и понятную самым широким слоям общества. Такой формой стала политическая «карикатура 1812 года», «летучие листы», как их ещё называли.Создателями этих «летучих листов» были самые разные художники, профессионалы и любители. В целом было создано около 200 карикатур. Далеко не все из них были подписными, и имена их создателей сегодня уже трудно установить.Однако авторы лучших листов известны. Это живописец Алексей Гаврилович Венецианов, график Иван Алексеевич Иванов и, пожалуй, самый известный и деятельный из авторов «летучих листов» Иван Иванович Теребенев. Именно И. И. Теребенев является создателем представленной здесь азбуки. Он, не смущаясь «площадным», как тогда говорили, простонародным характером избранного жанра, создал около сорока злободневных, действенных, интересных в художественном отношении картинок-карикатур на тему Отечественной войны 1812 года, на основе которых и была создана детская азбука. В конце 1814 года эти карикатуры были награвированы офортом в 1/16 долю листа и раскрашены акварелью от руки.Маленькие карточки «Азбуки» должны были раскрыть перед глазами ребёнка картину только что миновавшей войны. Он узнавал о мужестве и находчивости простых русских людей, видел разложение еще недавно победоносной французской армии, трусость, мародёрство, постыдное бегство её солдат, учился презирать захватчиков, посягнувших на национальную независимость России.Из картинок «Азбуки» дети узнавали о многочисленных примерах героизма и самоотверженности: о старике, притворившемся глухим, чтобы не выдать французам, где скрываются его односельчане, укрывшиеся от врага в лесу (буква «А»), о старостихе Василисе, которая, командуя своим крестьянским войском, вооружённая лишь косой, брала в плен французов (буква «И-I»). Особенно трогателен эпизод, запечатленный на листе с буквой «О». Он напоминает о том, что и в жестоких испытаниях войны русские люди не забывали о доброте и человечности- Возле палатки. у котла с пищей двое русских солдат кормят трёх французов. Один из них уже ест, другой тянется за куском, третий благодарно целует в плечо русского солдата. Под листом полная достоинства надпись: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».Стихотворные подписи под картинками «Азбуки» принадлежат, вероятно, перу И. И. Теребенева.
Дата публикации: 27.10.2020 в 15:18
Последнее изменение: 27.10.2020 в 15:19

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о