• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Новости от хранителей

Новости от хранителей.
Что может быть более романтичным, загадочным и завораживающим, чем маленькие игривые огоньки пламени в утонченных подсвечниках! Как часть быта человека подсвечники имеют свою историю.
Подсвечники бывают абсолютно разные по своей конфигурации, стилю, видам. С веками от более практичного, бытового назначения они приобрели большую декоративность, использовались как самостоятельный предмет украшения в интерьере.
В экспозиции Литературного музея представлен интересный вид подсвечника конца 18 века – жирандоль. Слово «жирандоль» происходит от устаревшего французского термина «girandole» — фигурный подсвечник с рожками для нескольких свечей. Жирандолью (в переводе с итальянского языка «girandole») также называют фонтан, бьющий в несколько струй. Большое распространение в России жирандоль получила в 18 веке. Преимущественно это было связано с появлением новых веяний в моде меблировки жилых помещений. С повсеместным распространением такого типа мебели, как комоды, небольшие шкафчики-тумбы, консольные столы, а некоторые из них имели небольшую возвышенность в виде пьедесталов, предназначенных для декоративных интерьерных предметов, в моду входит и новый тип подсвечников – жирандоли.
Представленная в нашей экспозиции жирандоль относится к «екатерининскому» типу подсвечников. Художественный эффект в нём достигается за счет обилия хрустальных подвесок. С последней четверти 18 века жирандоли украшали миндалевидными, овальными, ромбовидными подвесками.Подвески были значительно меньшего размера, чем, например, на жирандолях «елизаветинского» типа. Тот тип жирандолей украшался более «пышным», в духе стиля барокко, хрусталем, часто в форме звезд, дубовых листьев, со стилизованными гранеными вазиками в основании, рельефными флаконами. Своим очарованием представленная жирандоль обязана именно нарядному хрустальному убору, свисающему в виде пышных струй фонтана. Миндалевидной формы переливающиеся цветами радуги хрусталики свободно подвешены к тонким золоченым прутикам по окружности и увенчаны на тонкий металлический шпиль в стеклянном обрамлении в форме обелиска (ракеты). Нижний третий ярус представлен хрустальными подвесками, собранными в гирлянду. Ножка в виде гладкого цилиндрического вазика из цветного прозрачного стекла синего цвета, установленного на квадратное мраморное основание (цветной вазик – это особая черта в декоре жирандоли для России). Изящество и легкость бронзовых форм в подсвечнике, обилие в уборе хрусталя и стекла создают атмосферу воздушности и красоты, превращая жирандоль в фейерверк искр, похожих на разбрызгивающиеся капли фонтана. В яркости и торжественности данных подсвечников был заложен и практический смысл. Жирандоли ставили напротив зеркал. Отражаясь, свечи делали комнату светлее.
Представленные в музее жирандоли – парные. Они являются высоким образцом русской художественной бронзы, которая в правление Екатерины II соперничала с французским бронзовым литьем. Золочение бронзы, из которой отлита жирандоль, выполнено «огненным» методом, который широко применялся вплоть до середины 19 века, позднее вытеснен был гальваническим золочением. Данный способ золочения «через огонь» трудоемкий, а главное, опасный для здоровья человека(в технологии применялась ртуть). Данный метод заключается в нанесении слоя «смеси» (амальгамы) из золота и ртути на очищенную и обезжиренную поверхность бронзы. Затем изделие пропускалось через огонь для выпаривания ртути, промывалось и полировалось. Данный способ золочения обеспечивал крепкое сцепление золота с металлом. Позолота, нанесенная способом «через огонь», держится на металле более 100 лет. Российская бронза конца 18 века славится не только перенятыми традициями французского литейного искусства. Многие изделия выполнены по моделям, рисункам русских художников, скульпторов, архитекторов.
Наша жирандоль выполнена в стиле классицизма с элементами барокко, украшена чеканным растительным и геометрическим орнаментом в виде листьев с прожилками, завитков, косичек. Подобный орнамент в декоре существовал до начала 1790-х гг. В конце 18 века на смену растительному орнаменту с мягкими завитками и кружками в декорировании подсвечников использовались уже более строгие линии, лаконичный орнаментальный узор, в целом напоминающий прямые колонны. Представленная в экспозиции жирандоль имеет два плавно изогнутых в стороны разветвления для свечей. Держатель для свечи чашеобразной формы, с отогнутым наружу бортиком, удлиненным цилиндрическим туловом, которое декорировано прямыми гранями по окружности, переходящими в нижней части в лепестковый орнамент. Свечной держатель с круглым поддоном-блюдцем, с волнообразным лепестковым декором по бортику, который отогнут вниз под небольшим углом.
Первым предложил оформлять осветительные приборы с использованием стеклянных вазонов, корзин и спускающихся хрустальных гирлянд на металлической цепи в виде фонтана русский архитектор эпохи классицизма Н.А. Львов. А цветное стекло для жирандолей стали применять благодаря введенным новшествам архитектора второй половины 18 века В. Бренна. Широкое использование синего стекла для оформления жирандолей продолжалось до начала 19 века, затем было заменено с 1802 года на рубиновый цвет.
Основание – ножка жирандолей выполнена из светло-серого карельского мрамора, добытого из Рускеальской мраморной каменоломни. Мраморная каменоломня располагалась вблизи старинного поселка Рускеала, недалеко от г. Сортавала (Карелия), действовала с августа 1766 г.
И сегодня жирандоль представляет огромный интерес для историко-культурного сообщества, сохраняя в себе частичку прошлого и радуя нас красотой..

Дата публикации: 07.10.2020 в 11:33
Последнее изменение: 07.10.2020 в 11:33

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о