• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Новости от хранителей

Посетив экспозицию Литературного музея, во всём разнообразии  редких экспонатов вы обязательно обратите внимание на знаменитый мейсенский фарфор, представленный статуэтками и предметами чайной посуды. Мейсенский фарфор считается элитным, уже более 300 лет славится во всем мире своим изяществом, высоким качеством, он является настоящим произведением искусства, наделен своими отличительными чертами. Мейсенский фарфор невозможно спутать с чем — либо другим!

История развития знаменитой фарфоровой фабрики достаточно долгая. Были и взлеты, и периоды, когда фабрика была чуть ли не на грани краха. Расцвет «фарфорового совершенства» приходится  на 18 век. Именно в это столетие на мейсенской фабрике появляются два талантливых скульптора, чьи работы высоко ценятся до сих пор  и выставлены  в крупнейших музеях мира, – это Иоганн Йоахим Кендлер и Мишель Виктор Асье. Каждый привнес свой неоспоримый вклад  в совершенствование изделий из фарфора. Стилистика работ наделена у каждого скульптора  своими неповторимыми  особенностями. Работам И. Кендлера присуща большая торжественность, красочность, пышность, диктуемая эпохой рококо. Кендлер в своих работах  чаще изображает придворную жизнь. Мишель Виктор Асье  — последователь И.И. Кендлера,  тоже талантливый скульптор, задавший новое направление в фарфоровом искусстве, умело соединив в своих работах два направления в искусстве того времени –элементы рококо и классицизма, получившего развитие со второй половины 18 века. В итоге, «родились» работы,  не имевшие аналогов  — легкие, воздушные, и, в тоже время, не лишенные своей яркости, роскоши.

Восемнадцатый век для мейсенской фабрики стал «золотым» в производстве фарфора. Именно тогда были заложены основы производства, сформировались стили, мотивы росписи, композиции, развитые впоследствии в производстве   фарфоровых изделий Мейсен в  19 веке.

Для фабрики 19 век оказался очень сложным периодом. Фарфоровое производство претерпевает застой, поэтому 19 век ознаменовался повтором моделей, которые были созданы ранее, в 18 веке. Большинство работ 19 столетия  созданы по моделям Асье и Кендлера.

В экспозиции Литературного музея  фарфоровая коллекция  представлена фарфоровыми скульптурами «Цветочница» и «Юные садовники», а также предметами чайной коллекции второй половины 18-нач. 19 веков.

С появлением новых напитков– чая и  кофе —  в Европе  в 18 веке происходит эволюция  в развитии посуды. Мастера мейсенской фабрики придавали посуде различные формы благодаря использованию особой технологии,  делающей фарфор  более податливым и пластичным. Это позволило мастерам изготовлять чайные сервизы с лепными навершиями в виде бутонов цветов, с замысловатыми ручками на чашках, скульптурными носиками на чайниках.  К такому типу лепнины фарфоровых изделий относится чайный сервиз  периода  1774-1815 гг. «Tete-a-tete», представленный в экспозиции. Сервиз выполнен в стиле барокко, с  ярким цветочным букетом на контрастном кобальтовом фоне. Здесь сочетается плавность очертаний с  прямыми геометрическими формами. Это и мягкие закругленные формы тулова чашки, и достаточно четкий острый носик чайника, С-образная ручка, довольно строгой конструкции. Есть и тот самый узнаваемый элемент  лепнины в виде цветочного бутона, представленный в виде навершия-ручки на крышке предмета.

Общественно- социальная жизнь Европы 18 века отражалась и на стилистике,  и  на  выборе композиции и тем для росписи фарфоровых изделий. Со второй половины 18 века широко применяется тематика из повседневной  бытовой жизни: сцены охоты,  сельской жизни, изображения животных.  Со второй половины 18 века в Европе становится актуальным производство подарочных, сувенирных изделий. Мейсенская фабрика, конечно, поддержала эту тенденцию, выпустив много отдельных, самостоятельных предметов из чайных коллекций. Пример этого- представленная на экспозиции чайная пара(чашка с крышкой и блюдцем) художника Асье, относящаяся к периоду 1763-1774 годов. Относится она к так называемому «точечному» периоду мейсенских изделий.  Чайная пара этого периода характеризуется знаменитым мейсенским кобальтовым клеймом  в виде двух скрещенных мечей с точкой между гардами на мечах.

Статуэтки «Цветочница» и группа садовников выполнены в одной стилевой направленности, с присущими элементами эпохи рококо  и уже нарождающимися чертами нового периода – классицизма. Обращение к различным аллегориям скульпторов 18  века очень часто наблюдается в изделиях знаменитой фарфоровой фабрики Мейсен. Через аллегорию выражается настроение,  заданная эмоция произведения.  В работе «Цветочница», например,  данная аллегория находит проявление в   изображение маленьких детей с крыльями – амурчиков или ангелочков. Фигурки амуров использовались в классическом решении для декора различных ваз, подсвечников, скульптурных композиций; маленький бог любви- ангелочек-сопровождал образы влюбленных. Он, амур, наделен собственным эмоциональным обликом, собственными атрибутами, выражает определенную мысль, характерную для определенной скульптурной композиции, символизирует те или иные оттенки любви.  В 18 веке тема любви занимала первое место во всех видах изобразительного искусства. Сюжеты  с поцелуями, ухаживаниями были везде. Данная скульптурная сцена  в «Цветочнице»  сполна наделена атмосферой  любви со всеми свойственными ей атрибутами. Намек на эротичность и чувственность скульптор умело соединил с некой камерностью и возвышенностью.  Сочетание белых, пастельных тонов с золотом придают скульптуре ту самую нежность, легкость и грациозность.  Ярко  выраженное умиление, влюбленность, пылкость кавалера, с тщательной заботой помогающего даме сердца перейти разрушенный  мостик, деликатно сглаживается  слегка задумчивым, кокетливо равнодушным видом прекрасной незнакомки. Амур на переднем плане композиции наделен определенной долей смущенности, тем самым придавая скульптуре атмосферу уединения,  закрытости. Элементы нового направления классицизма – строгость, сдержанность, арочная геометрия и различные декоративные  розетки, медальоны  — автор   в данной работе тонко соединил  с живостью, обаянием  эпохи рококо.

Ещё одной отличительной особенностью мейсенского  фарфора является высокая точность, четкость в прорисовке каждой детали. Это помогает проникнуть в дух самой эпохи. Отражена  в данной скульптурной композиции  такая тенденция, характерная для  рококо, как обращение к разнообразным формам природы. Флоральный характер данной композиции особенно ярко выражен в лепных бутонах цветов. Композицию словно обрамляет гирлянда из мелких цветов золотистого, пурпурного оттенка. На одежде героини композиции также   заметна флоральная полихромная роспись: мелкие цветы вразброс. На  изображение цветов на фарфоре большое влияние оказала  голландская и немецкая  станковая живопись. В букетные росписи мастер поместил преимущественно стилизованную  розу, фиалки и махровый мак. Богатый колор в росписи тоже одна из особенностей мейсенского фарфора.  С 1720 г. на фабрике стали применять горячий метод  росписи, т.е. наносили краску не после обжига, а в ходе технологического  процесса краска вплавлялась в глазурь. Этот метод позволяет сохранять цвет росписи в первоначальном виде долгое время. Кроме того с изобретением новых 11 оттенков цветовой палитры (вместо 5 ранее) мейсенский фарфор по качеству росписи встал в один ряд с восточным (известно,  что фабрика  на сегодняшний день использует около 10 тыс.  различных оттенков). Данная композиция «Цветочница» выполнена преимущественно в пурпурном цвете, использовано более чем 30 различных оттенков цвета.

Изучение данного предмета позволяет отнести его именно к периоду второй половины  19 века (начиная приблизительно с 1851 до 1880 гг.).  Статуэтка выполнена в стиле 18 века. Все детали туалета женской и мужской одежды говорят о принадлежности к моде 1860-1870 гг. Однако, клеймо относится к периоду второй половины 19 века. Это все те же перекрещенные синие мечи, заимствованные с герба Саксонии. Но мечи, чуть более вытянутые, в общей проекции  по ширине и высоте напоминают не квадрат (с последней трети 18 века до 1850 г.), а именно прямоугольник. Кроме того, именно с 1850 года у эфеса появляется «набалдашник» в виде жирных точек (они могли быть более или менее выраженные, т.к. клеймо наносится  только вручную). Это ясно видно на клейме нашей статуэтки. До 1850 года мечи и рукоятки были прямыми. У «наших»- они с закругленными рукоятками. Гарда мечей прямая, четко расположена симметрично, нижний край ее находится на уровне набалдашника по строго прямой линии, не выше. И «наши» мечи не имеют дополнительных обозначений в виде точек, звездочек, характерных для различных годов периода второй половины 18-начала 19 веков. И, наконец,  на нашей статуэтке  мы видим дополнительное  вдавленное клеймо 100 F 63 – уникальный номер формы модели. Именно такую нумерацию стали использовать со второй половины 19 века. Клеймо выцарапывалось вручную  на еще не обожженном фарфоре.  Статуэтка выполнена по модели художника мейсенской фабрики второй половины 18 века Мишеля Виктора Асье.  В связи с тем, что в 19 веке на фабрике наблюдается застой в производстве, качество продукции по сравнению с 18 веком снизилось. На клейма ввели даже специальные дополнительные пометки, обозначающие брак или второсортность.  Производство фарфора в больших масштабах велось по моделям статуэток 18 века. Тем не менее, данный факт не умаляет высокой художественности и ценности данных изделий.

Мейсенский фарфор всегда- произведение искусства. Для многих является вожделенной мечтой для личного коллекционирования. За свою историю фабрика «выпустила в свет» около  200 тыс. фарфоровых изделий.  И несколько предметов мейсенского фарфора Литературный музей  сегодня с гордостью демонстрирует в экспозиционном зале.

 

Статуэтка. Скульптурная композиция «Цветочница». Фарфор, литье, обжиг, полихромная роспись, глазурование, лепка, золочение. Западная Европа, Германия, втор. пол. 19 в. Мейсенский фарфор. Выс.23.5, дм. основ. 15.5 см. Выполнена по модели М.В. Асье

Статуэтка. Юные садовники. Скульптурная группа из трех фигур. Фарфор, позолота, полихромная надглазурная роспись. Мейсенская фарфоровая мануфактура, вторая половина 19 в. Выполнена по модели М.В. Асье

Чайная пара (с зарисовками сцен бытового жанр, с изображением животных), фарфор, литье, обжиг, роспись, глазурование. Мейсенский фарфор. Западная Европа, Германия, 1763-1774 гг. Художник М.В. Асье


Дата публикации: 04.09.2020 в 15:10
Последнее изменение: 04.09.2020 в 15:10

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о