• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Ко дню памяти Михаила Юрьевича Лермонтова

Аполлон Григорьев писал: «Имя Белинского, как плющ, обросло четыре поэтических венца, четыре великих и славных имени… сплелось с ними так, что говоря о них как об источниках литературного движения, — постоянно бываешь поставлен в необходимость говорить и о нем. Высокий удел, данный судьбою немногим из критиков».

Ярким примером эстетической зоркости критика явилось его восприятие творчества М.Ю. Лермонтова. Прочитав в 1838 году «Песню про купца…» без имени автора, Белинский тут же признал, что «в русской литературе появился крупный художник».
Личные отношения между критиком и поэтом складывались не всегда просто. Они были земляками (роднила их Пензенская земля, Чембарский край), но сведений об их встречах в детстве и в университете не сохранилось.
Настоящее их знакомство произошло летом 1837 года в Пятигорске на квартире Н. Сатина. Эта встреча закончилась недружелюбно. Критик, по словам Н.Сатина, впоследствии не раз подсмеивался сам над собою, говоря, что он тогда «не раскусил Лермонтова». Их взаимоотношения переменила следующая встреча в середине апреля 1840 года, в Петербурге, в здании Ордонансгауза, где Лермонтов находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом. Беседа с поэтом произвела огромное впечатление на Белинского. В письме к В.П. Боткину он сообщал: «Недавно был я у него в заточении и в первый раз поразговорился с ним от души. Глубокий и могучий дух! Как он верно смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного! О, это будет русский поэт с Ивана Великого!..»

В.Г. Белинский первым высоко оценил поэзию М.Ю. Лермонтова. Как только он прочитал первые публикации его стихотворений в журнале «Отечественные записки», в письме Н.В. Станкевичу 8 октября 1839 года написал: «На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов, какая образность, так все и видишь перед собой, какая живописность, музыкальность и крепость в каждом стихе».
В 1840 году вышел в свет роман «Герой нашего времени» (в экспозиции первое издание романа). После его публикации вокруг произведения развернулась острая полемика. Автора обвиняли в том, что он сделал героем романа безнравственного человека. Николай I писал жене: «Такие романы портят нравы и портят характер». С. П. Шевырев, критик журнала «Москвитянин» был убежден, что русская действительность не могла породить такого пигмея зла», как Печорин, что он порождение разлагающейся европейской жизни.
В.Г. Белинский с восторгом встретил выход этого романа. В 2-х статьях, опубликованных в 6 – 7 номерах журнала «Отечественные записки» за 1840 г., он назвал роман «грустной думой о русской действительности», а Печорина не выдуманным и не заимствованным у запада героем, а порождением русской жизни. Печорин – это зеркало общественных недугов, который беспощаден в анализе окружающих и самого себя. В 1840 г. критик с удивительной прозорливостью писал: «Уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы».


В.Г. Белинский и М.Ю. Лермонтов. Рис. Б.И. Лебедева

Дата публикации: 28.07.2020 в 18:12
Последнее изменение: 28.07.2020 в 18:12

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о