• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

В.Г. Белинский и Н.В. Гоголь

Дорогие друзья! Сотрудники музея В.Г. Белинского в рамках проекта «Культурная суббота» рассказывают о взаимоотношениях В.Г. Белинского и Н.В. Гоголя
«… освященный критикой Белинского…»
В.Г. Белинский очень ценил творчество Н.В. Гоголя. Уже в 1835 году после выхода в свет первых произведений Н.В. Гоголя «Миргород» и «Арабески», а в 1836 – «Ревизора» Белинскому пришлось выступить в защиту его творчества от нападок литераторов (С.П. Шевырёва, Ф.В. Булгарина, О.И. Сенковского и других). В чём только не обвиняли Гоголя, что это «грязный писатель», «русский Поль де Кок, который описывает задворки человеческой жизни». Н. В. Гоголь был очень расстроен и в одном из писем Щепкину М. С., от 29 апреля 1836 с горечью писал: «Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня». Именно тогда В.Г. Белинский выступил в защиту молодого писателя. В журнале «Телескоп » была опубликована статья « О русской повести и повестях г. Гоголя », где отметил особо, что « г. Гоголь владеет талантом необыкновенным, сильным и высоким. По крайней мере, в настоящее время он является главою литературы, главою поэтов», (т. 1, стр.183). Выделяя при этом, что «он поэт, поэт жизни действительной». По мнению критика, на тот момент Н.В. Гоголь имел более важное значение для современной литературы, чем А.С. Пушкин: «Гоголь более поэт социальный, следовательно, в духе времени», (т.6, стр.62). Н. В. Гоголь, по свидетельству П.В. Анненкова, был очень доволен статьёй.
Не менее острая полемика разгорелась после появления «Мёртвых душ» в 1842 году. Ни одно художественное произведение не вызывало вокруг себя таких острых споров в самых различных кругах русского общества. Позже А.И. Герцен вспоминал, что «Мёртвые души» потрясли всю Россию. Его (произведение) или восторженно принимали, или ожесточённо отвергали. «…Удивляемся безвкусию и дурному тону, господствующим в этом романе. Выражения: подлец, свинья, свинтус, бестия, каналья, ракалья <...> составляют еще не самую темную часть книги. Многие картины в ней просто отвратительны; таковы, например, изображение лакея, <...> утирание мальчику носа за столом <...> и проч. и проч. Не понимаем, для кого автор малевал эти картины! Язык и слог самые неправильные и варварские. <...> не можем не подосадовать на автора за равнодушие его к своему таланту. Он добровольно отказался от места подле образцовых писателей романов. <...> Жаль! Очень жаль!..» (Н. И. Греч, статья «Похождения Чичикова, или Мертвые души», «Северная пчела», 1842 г.,№137)
За несколько месяцев 1842 года Белинский написал и опубликовал одну за другой 4 статьи о «Мёртвых душах». Выступая в защиту Гоголя, критик заявлял: « …«Мёртвые души» стоят выше, что было и есть в русской литературе, ибо в них глубокость живой общественной идеи неразрывно сочеталось бесконечною художественностию образов, и этот роман …представляет собою произведение, столь же национальное, сколько и высоко художественное». (В. Г. Белинский, статья » «Похождения Чичикова, или мертвые души». Поэма Н. Гоголя», 1847 г.).
Значению творчества Н.В. Гоголя в развитии русской литературы В.Г. Белинский придавал огромную роль: «Вы у нас теперь один – и моё нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связана с вашею судьбою: — признавался критик в письме Н.В. Гоголю от 20 апреля 1842 года, — не будь Вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего Отечества».
Борьба критика за творчество Гоголя увенчалась успехом. Это признавали современники В.Г. Белинского. Так И.А. Гончаров отмечал: «…Гоголь не был бы в глазах большинства той колоссальной фигурой, в какую он, освящённый критикой Белинского, сразу стал перед публикою». (И.А. Гончаров, «Заметки о личности Белинского»). В литературе стало развиваться новое направление – «гоголевское».
Литература:
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. М., 1953-1959.
2. В.Г. Белинский в воспоминаниях современников. М.,1977.
3. Литературное наследство. Т. 56, 57. М., 1951.
4. Тихонова Е.Ю. Человек без маски. М.,2002.
Материал подготовила Т.В. Пузычева
В.Г.Белинский и Н.В.Гоголь. Рис. Б.И. Лебедева

Дата публикации: 27.06.2020 в 10:02
Последнее изменение: 27.06.2020 в 10:02

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о