• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

«…СИИ ЛИСТКИ НЕОБХОДИМЫ»: АЛЬБОМЫ XIX ВЕКА

В сафьяновых или кожаных переплётах, с золотым обрезом страниц…. Старинные альбомы — изящные и милые вещицы ушедшей эпохи, они и сегодня остаются весьма притягательными и вызывают неподдельный интерес.
«Дамский альбом, составленный из отборных страниц Русской Поэзии. С десятью рисунками, гравированными в Лондоне» (1854г.), представленный в экспозиции и нашего Литературного музея, — изящный образец иллюстрированных альманахов середины XIX века. Он составлен из лучших страниц русской лирической поэзии. Среди авторов: Е. Баратынский, В. Жуковский, Г. Державин, Ф. Глинка, А. Пушкин, А. Майков, Н. Некрасов, М. Лермонтов и др.
Дамские альбомы в виде альманахов, или рукописных «памятных книг» были очень популярны в XIX веке. В отличие от дневников, закрытых от чужих глаз, альбомы создавались, чтобы быть показанными – друзьям и близким, тем, кому тоже будет предложено оставить запись. Они заполнялись «чужой рукой», но при этом несли на себе отпечаток личности владельца – ведь именно он определял, кого включить в свой ближний круг и чье творчество сохранить на память.

Само слово «альбом» имеет древнеримские корни, а пришло оно в русский язык из французского языка. Те вещицы, что мы называем альбомами, существовали и в других европейских странах – в Германии они носили название «штамбух», в Англии – «кипсек». Они стали набирать популярность с XVII века – сначала у путешественников, которые скрепляли в книгу отдельные иллюстрации и записи, сделанные в походе. Позже альбомы появились у студентов университетов: разъезжаясь, они оставляли друг другу записи на память, рисунки и просто автографы. Традицию переняли аристократические семейства, каждому гостю предлагалось расписаться в специальной книге и оставить там пару слов хозяевам дома.

Изначально альбомы вели только мужчины, собирая в них дружеские послания. У глав знатных семей, которые устраивали званые балы и принимали почетных гостей, обязательно были альбомы. Хозяин мог предложить почитать записи в нём в качестве развлечения или похвастаться посланиями важных известных людей, которые бывали в его доме. Альбомы были похожи на толстые книги в кожаном переплете, с позолоченными застежками. На форзаце красовался герб рода. Оставить запись в альбоме хозяина полагалось по правилам приличия и этикета. Одно из таких гостевых посланий написал Пушкин для издателя И.В. Сленина:
… Но твой альбом другое дело,
Охотно дань ему плачу.
Тобой питомцам Аполлона
Не из тщеславья он открыт:
Цариц ты любишь Геликона
И ими сам не позабыт;
Вхожу в него прямым поэтом,
Как в дружеский, приятный дом,
Почтив хозяина приветом
И лар молитвенным стихом.
В книгах юношей строки на память писали друзья. Так делали, к примеру, лицеисты — пушкинские однокашники. В мужские альбомы оставляли записи деловые партнеры, известные поэты, а художники рисовали небольшие картины.

Альбомы, принадлежащие женщинам, стали появляться лишь в девяностых годах XVIII века.
В первой четверти XIX века альбомы приобрели огромную популярность, они играли исключительно важную роль на любом светском мероприятии. Журнал «Библиотека для чтения» писал, что это «неотъемлемая принадлежность всякой благовоспитанной девицы».
Поэзия составляла основу девичьих книг. В альбомы писали классики золотого века: Пушкин, Батюшков, Баратынский, Вяземский, Языков, Лермонтов.
Альбомы в начале века были небольшими и умещались в дамскую сумочку. В 20–30-е годы они стали крупнее, наряднее и изысканнее, с богатой тканевой или кожаной обложкой, металлическим переплетом и разноцветными страницами.
Со временем расширялось и видовое разнообразие альбомов. Они различались в зависимости от содержания (альбомы с рисунками («картинные книги»), с автографами, с различными художественными текстами), по функциональной направленности (дружеский альбом, светский (парадный) альбом, салонные альбомы).
«Памятные книги» заполнялись поэтическими посланиями известных авторов, афоризмами и цитатами из популярных произведений, собственными сочинениями. Страницы часто украшали рисунки, акварельные наброски.
В альбомах можно было встретить виньетку, или «венок добрых пожеланий», включающий разные символы: анютины глазки (эти цветы означали «помни меня», как незабудки), плющ как символ привязанности, лиру как символ гармонии, ландыши (кротость, чистота), дуб (надежность). Вера, надежда, любовь — крест, якорь, сердце.
Свои книжечки девушки не только наполняли стихами от подруг и кавалеров, украшали страницы вензелями, орнаментами с ангелами, но и хранили между страницами засушенные цветы, листья, связанные для владельца с дорогими воспоминаниями.
Сочинить что-либо в хозяйский альбом – желательно в поэтической форме – было светской обязанностью гостя; и молодые люди, вращавшиеся в обществе, оттачивали навык написания стихов-экспромтов или же готовили их заранее. Выпускались даже печатные сборники, в которых можно было найти готовый вариант альбомных стихов – следовало лишь подставить нужное имя – имя владелицы.
Написать что-нибудь в альбом, оставить экспромт — было частой просьбой к гостям от его хозяйки или хозяина. В этом жанре отметились почти все поэты пушкинского круга, сам Александр Сергеевич никогда не отказывал дамам в шутливом четверостишии.
Известна его запись в альбоме А. П. Керн:
Мне изюм
Нейдёт на ум,
Цуккерброд
Не лезет в рот,
Пастила нехороша
Без тебя, моя душа.
Альбомы высшего света часто представляли собой настоящий сборник произведений искусства того времени, они включали в себя оригинальные сочинения и иллюстрации мастеров кисти и пера. В альбомах попадались не только стихи известных поэтов, но и ноты романсов Глинки, Даргомыжского, Чайковского.
Автор книги «Записки москвича», вышедшей в свет в 1828 году, П. Л. Яковлев писал: «Теперь редко найдете в них выписки из печатного или дурные рисунки цветов и домиков. В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов».

К двадцатым годам XIX века альбомы стали небольшими, изящными книжицами, их внешний вид был призван подчеркнуть тонкий вкус хозяина или хозяйки. К оформлению альбома подходили серьезно. Здесь были свои правила. Первые страницы никогда не заполнялись, это было плохой приметой. Все начиналось с пожеланий родителей и родственников хозяйке альбома. Дальше писали друзья и знакомые. Те, кто наиболее близок к сердцу, писали в самом конце. Последнюю страницу, по традиции, оставляли для самых нежных строк….
Альбом красавицы есть список послужной,
Где всякий смелою рукой
Свое суждение о них писать несётся;
Листы сии раскрыв, я в них нашел, что ты
Любезна и добра и ангел красоты,
Так что мне ничего сказать не остаётся…

Дата публикации: 20.06.2020 в 12:39
Последнее изменение: 20.06.2020 в 12:39

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о