• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

«Схимонах Герман в истории храма Преображения Господня».

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня сотрудники музея Радищева хотят рассказать Вам о прадеде писателя Григории Афанасьевиче Аблязове — схимонахе Германе и его значении в истории храма Преображения Господня.
Храм Преображения Господня – уникальный памятник архитектуры и живописи XVIII века. Эта великолепная церковь в селе Верхнее Аблязово (ныне Радищево), родовой вотчины Аблязовых и Радищевых, тесно связана с именем прадеда писателя А.Н. Радищева по материнской линии – представителя древнего дворянского рода Григория Афанасьевича Аблязова — человека щедрого, истинного хранителя Православия, строителя великолепных храмов, вкладчика монастырей. Он владел значительными поместьями в Саратовской, Симбирской и Пензенской губерниях. В своё время Г.А. Аблязов служил в должности полкового квартирмейстера гренадерского кавалерийского полка, вышел в отставку в звании капитана. За долголетнюю службу своего отца Афанасия Аблязова Григорий Аблязов от Пётр I получил земли в нынешнем Кузнецком районе Пензенской области.
Земли в этом крае к началу XVIII века были ещё мало обжитыми и привлекали русских дворян богатством почти нетронутых лесов, плодородными чернозёмами. Неслучайно Аблязов, обладая недюжинной практической хваткой, решает обосноваться здесь. И этот процесс, пожалуй, можно назвать стремительным. Григорий Аблязов не только приобретал, но и созидал. На Пензенских землях он основал по меньшей мере три села: Преображенское, Верхнее Аблязово тож; Рождественское, Нижнее Аблязово тож; Никольское, Гусиная Лапа тож – и в каждом из них построена церковь. В 1707 г. в новопостроенном по речке Тютнярке селе было начато строительство первой, деревянной, церкви во имя Преображения Господня с приделами Казанской Пресвятой Богородицы и Иоанна Воителя. По главному престолу церкви село получило название Преображенское, к которому позже добавилось Верхнее Аблязово тож. Преображенское становится центром владений Григория Аблязова. Благосостояние его росло. И в марте 1735 года в Синодальный казённый приказ он подал прошение о замене старой деревянной церкви на каменную. Строительство каменной церкви под непосредственным надзором самого помещика продвигалось по тем временам очень быстро. Новый каменный храм с трапезной и приделом был построен, освещён и получил антиминс в октябре 1736 г. В сентябре 1736 г. к западу от трапезной и на одной оси с храмом стали строить трёхъярусную колокольню, во втором этаже которой сделали придел Иоанна Воина, окруженный неширокой папертью. В 1738 г. колокольня с приделом Иоанна Воина были освящены.
Через год после освещения храма, в 1739г., на свои средства Григорий Аблязов в Жадовской Пустыни начинает строительство нового каменного храма вместо деревянного в честь Казанской Богородицы с приделом в честь Тихона Тримифунтского, который существовал ещё в 1900 году. На протяжении нескольких лет в конце 30-х годов в Пустынь для поклонения Чудотворной иконы Казанской Богородицы приезжал именитый паломник и душа его «прикипела» к Жадовской обители.
Храм строится точно таким же, какой храмоздатель выстроил у себя в имении в с. Верхнее Аблязово. Но помещение «под звонами» было свободным, которое в верхнее-аблязовском храме использовано было под приделом Иоанна Воина.
Желание посвятить себя служению Богу и молитве стало причиной того, что весной, вероятно в марте месяце, 1741г. Григорий Афанасьевич принимает в одном из московских монастырей монашеский постриг с именем Герман. После прохождения «монашеского искуса» монах Герман приезжает в полюбившуюся ему Жадовскую обитель и продолжает руководить строительством Казанского храма. Вероятно, в связи с тем, что все средства на возведение храма выделяются Германом, он назначается казначеем Пустыни.
Строительство каменной церкви велось несколько лет. Торжественное освещение главного придела в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось 5 июля 1746 года. Именно тогда, когда все земные заботы Герман завершил, он решает принять великий ангельский образ – великую схиму, и, по пострижении в неё, уходит в затвор. Местом затворнического его пребывания становится та самая «каменная палатка» в колокольне новопостроенного храма. А значит, мысль, провести остаток дней своих затворником была у Григория Афанасьевича ещё задолго до пострижения в монашество – именно поэтому помещение в шатровой колокольне не было использовано под ещё один небольшой храмовый придел.
До конца дней своих пребывал схимонах-храмоздатель в затворе, исполняя свой духовный подвиг. После кончины своей был погребён «близь церковной трапезы с правой стороны» им же построенного храма, который до нашего времени не сохранился.
Храм Преображения Господня в селе Радищево , построенный Григорием Аблязовым (схимонахом Германом) до сих пор является действующим. Прихожане, посещающие аблязовскую церковь замечают, что она наполнена особой Божьей благодатью и с благодарностью вспоминают схимонаха Германа в своих молитвах.

Дата публикации: 14.06.2020 в 10:08
Последнее изменение: 14.06.2020 в 10:08

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о