• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

В.Г. Белинский об А.С. Пушкине

#АСПушкин
#ВГБелинский

«Придет время, когда он будет в России поэтом классическим…»

Творчеством А.С. Пушкина В.Г. Белинский был увлечён с детства. Также есть основания предполагать, что Пушкин желал привлечь молодого критика к сотрудничеству в «Современнике». Дело в том, что Александр Сергеевич не раз сожалел «литература у нас кой — какая есть, а критики нет: «Если бы ты читал наши журналы, — писал он П.В. Нащокину, летом 1831года, — то увидел бы, что всё, что называется у нас критикой, одинаково глупо и смешно».
Когда появились «Литературные мечтания» Пушкин сразу обратил серьёзное внимание на «талант, подающий большую надежду».
Номер «Молвы» с разбором первой книжки «Современника» (причём, довольно сдержанного) вышел в начале мая 1836 года, и в это же время поэт приехал в Москву, по делам своего журнала. И отзыв о «Современнике» и встречи Пушкина с сотрудниками «Московского наблюдателя» (идейных противников Белинского, среди них С.П. Шевырёв) не могли особо расположить великого поэта к начинающему критику. Тем не менее, А.С. Пушкин искал личной встречи с Белинским и для этой цели несколько раз заезжал к артисту М.С. Щепкину («Русский архив», 1889г., №4, стр.549) К сожалению, личное свидание не состоялось, и дело ограничилось только посылкою Белинскому экземпляра «Современника». «Я оставил у тебя, — писал А.С. Пушкин П.В. Нащокину по возвращении из Москвы в Петербург, — два порожних экземпляра «Современника». Отдай один кн. Гагарину, а другой отошли от меня Белинскому (тихонько от Наблюдателей) и вели ему сказать, что очень жалею, что с ним не успел увидеться». Трагическая смерть поэта очень сильно поразила Белинского, и положила конец переговорам, которые могли бы закончиться переселением критика в Петербург на 3 года раньше. Положительный отзыв Пушкина для Белинского был очень дорог. Спустя годы он в письме Н.В. Гоголю от20 апреля 1842 года признавался: «…больше всего меня радует и всегда будет радовать, как лучшее моё достояние, несколько приветливых слов, сказанных обо мне Пушкиным и, к счастью, дошедших до меня из верных источников». (Т.12, с. 109).

В.Г. Белинский ценил творчество А.С. Пушкина очень высоко, ещё с детства. В Чембаре началось, по словам критика, его «постепенное духовное развитие в лоне пушкинской поэзии». Белинский посвятил творчеству поэта, примерно, третью часть своей литературно – критической деятельности. Написал целый цикл статей (11). В них он сделал подробный анализ развития пушкинского гения, раскрывая его талант и как поэта, и как прозаика. Поводом для работы над статьями послужил выход в свет первого посмертного одиннадцати томного собрания сочинений А.С. Пушкина (1838 – 1841 гг.). И может быть, в чём- то ошибаясь и признавая свои ошибки, но он всегда с огромной любовью, эмоциональностью, вкладывая частичку своей души, писал о гениальности русского поэта. Критик считал, что «только с Пушкина начинается русская литература, ибо в его поэзии бьётся пульс русской жизни. Это уже не знакомство России с Европою, но Европы с Россиею». А в своей заключительной 11- ой статье с удивительным пророчеством писал: «Придёт время, когда он будет в России потом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство…» (Т.7, с.492).
Литература:
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 т. М., 1953-1959.
2. В.Г. Белинский в воспоминаниях современников. М.,1977.
3. Литературное наследство. Т. 56, 57. М., 1951.
4. Тихонова Е.Ю. Человек без маски. М.,2002.
5. В.Г. Белинский и его корреспонденты. М., 1948.

Ирина Николаевна Воробьева.
«Портрет А. С. Пушкина».
1976

Подготовила Т.Пузычева.

Дата публикации: 06.06.2020 в 07:08
Последнее изменение: 06.06.2020 в 07:08

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о