• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

АКАДЕМИЯ ЗНАНИЙ — школьникам и студентам

#Международный#День#Русского #Языка
АКАДЕМИЯ ЗНАНИЙ — школьникам и студентам

КАК ПОВЫСИТЬ ГРАМОТНОСТЬ
Ещё в первой трети XIX века А.С. ПУШКИН удручённо констатировал: «Прекрасный наш язык под пером писателей неучёных и неискусных быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография… изменяется по произволу всех и каждого».
С тех пор прошло почти 200 лет! Грамотных людей становится всё меньше… А ведь РУССКИЙ ЯЗЫК – ОСНОВА, фундамент нашей КУЛЬТУРЫ. С незнания его законов, игнорирования его обычаев и правил начинается процесс ДЕГРАДАЦИИ личности, а в итоге и общества!..
Что же делать, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу и не погрязнуть во тьме невежества? Как говорил всенародный любимец Остап Бендер, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». А потому, засучив рукава, НАЧИНАЙТЕ ПОВЫШАТЬ собственную ГРАМОТНОСТЬ. Мы же, в свою очередь, постараемся дать вам несколько полезных советов. Начнём с главного:

1. ПРИДУМАЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ МОТИВАЦИЮ!
Например, для школьников: «хочу стать космонавтом, как Александр Самокутяев, а значит, придётся выучить русский язык, потому что летчику-космонавту стыдно быть безграмотным!». Или для студентов: «хочу стать культурным человеком, а язык – основа любой культуры, значит, буду осваивать!».
Должны предупредить, что при отсутствии ЛИЧНОЙ мотивации (мамина-папина не считается!) повысить грамотность будет нелегко!

2. НАЧНИТЕ ЧИТАТЬ КЛАССИКУ…И НЕ ТОЛЬКО!
Прямо сегодня. Читайте утром, в обед, вечером – в любое время, тем более что в условиях пандемии коронавируса у многих его предостаточно! Берите пример с гениев. Известно, что Александр Сергеевич Пушкин очень любил небольшие, хорошо изданные, в твёрдом переплёте «карманные» книжечки, которые всюду брал с собой и в любую свободную минуту – в путешествии ли, в гостях – предавался чтению!..

3. Чаще ЧИТАЙТЕ ВСЛУХ (хотя бы шепотом). Это поможет не только усвоить грамматику, но и почувствовать особенности авторского стиля, чтобы в дальнейшем сформировать свой собственный и писать ГРАМОТНО и увлекательно.

4. ПОЛЮБИТЕ ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ вообще и ПО ЛИТЕРАТУРЕ в частности!
Прочитайте в ней всё, что когда-то «забыли» или «не успели»! Вы не только откроете для себя много нового и интересного, но и, сами того не замечая, СТАНЕТЕ ГРАМОТНЕЕ!
Как ни пугающе это для некоторых звучит, но в школьной программе собраны перлы – ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ русской и зарубежной ЛИТЕРАТУРЫ, которые выдержали проверку временем, — КЛАССИКА, (что в переводе на русский язык означает «ОБРАЗЦОВЫЙ» )!..
Заметьте, А.С. Пушкина нет «с нами» уже 183 года (!) – столько лет прошло с трагической дуэли, оборвавшей жизнь поэта. А ЕГО до сих пор ЧИТАЮТ, им ВОСХИЩАЮТСЯ… и не только в России – В МИРЕ! В Эфиопии ему даже памятник поставили… с надписью на пьедестале «Нашему поэту»!.. Он — ГЕНИЙ! Его нельзя НЕ ЧИТАТЬ!..

5. СМОТРИТЕ КИНОВЕРСИИ РУССКОЙ КЛАССИКИ!
«Анну Каренину», «Войну и мир», «Капитанскую дочку», «Поднятую целину», «Преступление и наказание» и другие произведения наших литературных корифеев давно и очень удачно экранизировали великие мастера кинематографа (С.Бондарчук, М. Швейцер…). Просмотр этих шедевров поможет вам глубже понять классику, расширит ваш кругозор и уж точно повысит речевую ГРАМОТНОСТЬ!

6. ПОДРУЖИТЕСЬ С УЧЕБНИКОМ РУССКОГО ЯЗЫКА!
Для старшеклассников и студентов, желающих закрепить орфографические и пунктуационные навыки, пополнить словарный запас, исправить наиболее типичные отступления от лексико-грамматических норм русского языка, незаменимым помощником станет «ПОСОБИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А.Чешко, выдержавшее в России уже около 50 переизданий! Его несомненным плюсом является то, что значительное место в нем отводится работе с текстами из художественных произведений, которые изучаются на уроках литературы: общение с классикой вашей ГРАМОТНОСТИ (и речевой, и орфографической, и пунктуационной) уж точно НЕ ПОВРЕДИТ!
Если этот учебник кому-то покажется сложным, можно воспользоваться очень простым и «удобоваримым» пособием Л.А. Ахременковой «К ПЯТЕРКЕ ШАГ ЗА ШАГОМ, или 50 занятий с репетитором». Под таким заголовком выпущена целая серия книг, соответствующая программе по русскому языку с 1 по 9 класс. И любой желающий сможет восполнить пробелы в знаниях, пройдя самостоятельно или под руководством учителя курс того класса, где они имеются. Причём МАТЕРИАЛ изложен ЭЛЕМЕНТАРНО и не понять его просто невозможно! По книгам для 1-5 классов в течение одного часа можно освоить 3-4 темы!.. Всего их около 50, а значит, уже за три недели каникул реально пройти программу одного класса!..

7. ЗАГЛЯДЫВАЙТЕ В СЛОВАРИ!
Самые, пожалуй, интересные и увлекательные книги, которые должны быть в каждой домашней библиотеке (отсутствие её даже не рассматривается!) – это СЛОВАРИ, энциклопедии, справочники. В них можно узнать всё и обо всём! Их создатели – цвет нации: большие ученые, академики, доктора наук — самые умные, талантливые и просвещённые люди! Они работают над своими изданиями долго и кропотливо – 10, 20 лет, иногда и всю жизнь (как, например, друг А.С. Пушкина В.И. Даль над «Словарем живого великорусского языка», как С.И. ОЖЕГОВ, автор однотомного «СЛОВАРЯ РУССКОГО ЯЗЫКА», ставшего настольной книгой для учёных, дикторов, учителей и школьников…).
Как правило, подобного рода издания написаны ГРАМОТНО и доступно! Если заглядывать в них постоянно и с удовольствием, ГРАМОТНОСТЬ непременно ПОВЫСИТСЯ!
Словарей существует множество. При их выборе желательно консультироваться со специалистом (лучше с учителем русского языка): с середины 1990-х годов в России начался повальный выпуск книжной продукции НИЗКОГО КАЧЕСТВА, продолжающийся и поныне…

8. ИЗБАВЛЯЙТЕСЬ ОТ СЛОВЕСНОГО МУСОРА!
Под словесным мусором подразумевают так называемые «слова-паразиты», то есть лишние, не несущие никакой смысловой нагрузки. К наиболее употребляемым относят следующие из них: «то что», «это», «это самое», «ну», «как бы», «короче», «э-э-э»…
Само по себе любое из данных слов вовсе не является плохим! Но если их употреблять часто и без надобности в небольшом тексте (или, ещё хуже, в одном предложении), то они превратят его в полную бессмыслицу! Как писал А.С. Пушкин, «есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая — от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения».
Таким людям нужна СКОРАЯ ПОМОЩЬ. Что делать? См. п. 2-6.
Помимо «слов-паразитов», не только загрязняет, но и опошляет речь человека (как устную, так и письменную), демонстрирует его убогий внутренний мир употребление жаргонизмов, ненормативной лексики (или нецензурной брани). В этом случае корни проблемы — в окружающей среде (в его семье, товарищах…).
Что делать? Во-первых, сменить круг общения. Во-вторых, см. п. 1-6. В крайнем случае обратиться к врачу- специалисту.

9. «ПИШИТЕ ПИСЬМА»!
«Человек должен так же писать хорошо, как и говорить … — утверждает академик Д.С. Лихачев. — Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова». И советует: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ, НАДО ПИСАТЬ!.. Поэтому ПИШИТЕ ПИСЬМА друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания…».

P.S. А также…ОБЩАЙТЕСЬ С УМНЫМИ, ГРАМОТНЫМИ,ПРОСВЕЩЁННЫМИ ЛЮДЬМИ.
ЕЖЕДНЕВНО изучайте (повторяйте) хотя бы ОДНО ПРАВИЛО и вводите в свой лексикон ОДНО новое СЛОВО, о правописании которого справляйтесь по словарю (за год — 365 слов!).
ПРОВЕРЯЙТЕ написанное, СОМНЕВАЙТЕСЬ, СПРАШИВАЙТЕ, УТОЧНЯЙТЕ – и вскоре, без сомнений, вы с полным правом сможете назвать себя ГРАМОТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!

#СидимДома#СпользойДляУма#иДуши#ТатьянаУстимкина

Дата публикации: 06.06.2020 в 23:38
Последнее изменение: 06.06.2020 в 23:38

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о