• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

«Дети и мир детства в творчестве известных художников».

Сегодня, в международный день защиты детей, сотрудники музея А.Н. Радищева приглашают Вас познакомиться с историей картин, написанных знаменитыми отечественными художниками. Они объединены одной общей для всех них темой — светлым, чудесным и прекрасным миром детства.
Вы наверняка видели эту картину не раз. И скорее всего она навевает вам самые теплые эмоции и ощущения. А если вы узнаете трепетную предысторию, с которой началось написание картины — поверьте, вы с еще большей радостью будете о ней вспоминать. О маленьком сюжете, ставшем темой большой картины, мы вам сегодня и расскажем.
«Дети, бегущие от грозы» – одна из самых обаятельных передвижнических картин Константина Егоровича Маковского (1839 -1915). Она написана в 1872 году. Девочку, нарисованную на картине, Маковский встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг Маковского собралось еще больше детворы – а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название.
Много лет художник вспоминал, что вот бы той глазастой девчушке показать, что из истории их получилось…
На картине «Ученицы» Николая Петровича Богданова- Бельского (1868- 1945) изображены две крестьянские девочки, которые ждут урока. Скромные одежды и платки на головах показывают нам, как были одеты школьники в начале 20 века. Тема школы волновала Богданова-Бельского очень сильно, ведь он был незаконнорожденный ребенок, который жил в нищете с матерью в доме дяди. Он мечтал учиться, поэтому так часто изображает детей, книги, школу. Полотно «Ученицы» показывает нам, как важно было образование для крестьян. Одна из учениц с упованием что-то читает в своей книге. Вторая девочка словно повторяет изученный материал в своих мыслях, рассуждая и анализируя. Их мечты таят в себе надежды на светлое будущее. Мастерство художника неоспоримо. Как тщательно прописаны все детали. Простота, глубина и доброта находятся на картинах Богданова-Бельского. На груди у девочки нательный крестик. Люди в прошлые века относились к Богу с особым почитанием. Полотна художника умиротворяют, на них хочется смотреть бесконечно.
Картина «Девочка с персиками» знакома даже тем людям, которые весьма далеки от искусства. Автором этой известной картины является великий русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911). Серов стал особенно известен как мастер портрета. За свою жизнь создал немало шедевров, которые имеют как художественное, так и историческое значение. Работа, которую мы рассматриваем здесь, стала одной из самых известных в его творчестве и зачастую представляется как «визитная карточка» живописца. Полотно выполнено в нежных пастельных тонах и как нельзя лучше подчеркивает хрупкость и нежность юности.
Картина была написана в 1887 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
В первую очередь стоит сказать о главной героине картины. Перед нами портрет Веры Мамонтовой — дочери русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Вера родилась 20 октября 1875 г. На момент написания картины ей было 11 лет. Она являлась представительницей известной русской купеческой династии. Вышла замуж за А. Д. Самарина из дворянского рода. В браке родила троих детей. Вера Мамонтова скончалась от пневмонии 27 декабря 1907 года, когда ей было 32 года. Художник Валентин Серов написал картину в усадьбе Саввы Мамонтова в Абрамцево. В оранжерее усадьбы росли персиковые деревья. Летом 1887 года, когда Валентин Серов в очередной раз гостил у Мамонтовых, он увидел Веру, которая вбежала в дом с улицы, взяла в руки персик и села за стол. Радостное настроение, детская беззаботность девочки так впечатлили художника, что он предложил ей позировать для новой картины. Картина писалась более месяца. Всё это время девочке приходилось позировать художнику. Сам Серов вспоминал, что для неё это оказалось настоящим испытанием. Однако именно это полотно оставило память о ней в веках. В итоге картина была подарена маме Веры — Елизавете Мамонтовой, висела в той самой усадьбе в Абрамцево. В 1929 году была приобретена Третьяковской галереей. Картина выражает свежесть яркого летнего дня и беззаботность прекрасного детства. Картина привлекает внимание образом девочки. Художнику удалось поймать необыкновенный момент, который является трогательным, весёлым, но при этом философски-глубоким. Девочка только что прибежала с улицы, она радостная и румяная, но в глазах её есть нечто такое, что притягивает внимание. Это уже не просто детская беззаботность, не взгляд ребёнка, которому хочется только смеяться и веселиться. В этом взгляде есть нечто удивительно мудрое. Девочка умна не по годам и смотрит на художника далеко не взглядом 11-летнего ребёнка. Вполне возможно, такой взгляд художник запечатлел благодаря тому, что за то долгое время, пока девочке приходилось заниматься позированием, она расстроилась и мысленно просит художника побыстрее закончить своё дело. Образы детей на полотнах художников подчёркивают детскую непосредственность и особенности характера. Детские образы в их картинах наполнены удивительным светом, они трогательные и нежные. Думаем, что дети — это всегда беспроигрышная тема для художника.

Дата публикации: 01.06.2020 в 14:18
Последнее изменение: 01.06.2020 в 14:19

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о