• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

«Где щи там и русских ищи»

«Русский народ издавна привык считать основной пищей горячую, а основным из горячей пищи – жидкое блюдо «хлебово», или супы, первым из которых всегда были щи»
Из истории русской кулинарии

История щей насчитывает не одно столетие, поэтому рецептура супа (щей) постоянно менялась… А вот почему щи назвали щами тоже интересно… Хотя раньше их еще часто называли «шти». По этому поводу существует несколько версий. Одна из которых утверждает, что слово имеет древнерусские корни и пошло оно от слова «съти» — похлебка, горячее варево, заправляемое капустой, щавелем или «съто» — пропитание. История щей началась с IX века. Тогда в похлебку добавляли репу, щавель и другую зелень. Когда из Византии была привезена капуста, ее стали также добавлять в щи.

Первым блюдам в России всегда отводилась очень важная роль и любая праздничная трапеза начиналась с сытной похлебки. И самым культовым на Руси стали щи-щишки. Они были любимым блюдом от мала до велика. Запах щей витал не только в крестьянских избах, но и в царских теремах.

Знаменитый французский писатель Александр Дюма, путешествуя по России, испробовал знаменитое русское блюдо и сделал его достоянием своей кулинарной книги. Щи, которые пришлись по нраву великому французскому писателю, по нынешним меркам были скромны. Они были сварены из капусты, лука, репы, моркови. И к ним еще была добавлена мучная подболтка. Но к этому простому блюду он воспылал, видимо, из-за необычных и сытых добавок: пирожков или мясной кулебяки и упаренной гречневой каши. Так его угощали в доме Авдотьи Яковлевны Панаевой.

Щи были показателем достатка. Они могли быть «богатыми» и могли быть пустыми. «Богатые щи» – с мясом (говядиной, свининой, бараниной), а «пустые» щи – с репой, капустой, грибами. Крестьяне в основном щи ели «пустые», «богатые» — только по праздникам.

В.Е. Малязев в книге «История русских щей» пишет: «… У некоторых помещиков крестьяне позволяли себе и богатые щи и не только по великим праздникам. Если речь пойдет, например, о поимских крестьянах в Пензенской губернии графа П.П. Шереметьева, о которых прусский барон Гакстгаузен в конце 1830-х годов писал, что «в Поиме каменные здания с колоннами, балконами и крышами под железом. Живет большое количество торговцев скотом и салом. Владелец Поима граф Шереметьев, один из богатейших помещиков России, гордится тем, что имеет богатых крепостных людей… Так те крестьяне многое чего себе могли позволить из еды, не хуже и не беднее дворянской…». Но это поимские крестьяне, а в основном крестьяне России питались скудно, не представляя даже, что такое «богатые» щи.

«Цепную связь всех явлений труда и быта наглядно доказывает… примитивный пример. Если на столе мясные, а не грибные щи, то в руках появляется сила, а коли есть сила, больше вспашешь и накосишь поизрядней. В таком случае будет не только хлеб для себя, но и солома, и парево, и мякина скоту, а будет скотина, будут опять же и щи. (В.И. Белов «Лад»)

Щи –признанное национальное блюдо. Поэтому на протяжении веков в русском фольклоре появились многочисленные пословицы и поговорки о щах: «Щи да каша пища наша», «Где щи там и русских ищи».

Дата публикации: 27.05.2020 в 19:47
Последнее изменение: 27.05.2020 в 19:47

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о