• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

НОВОСТИ ОТ ХРАНИТЕЛЕЙ. Графика — «живая картина»?

Обращаясь к такому жанру искусства как графика, всегда возникает вопрос: в чем смысл и уникальность графического рисунка? Казалось бы настолько разной, в сравнении с привычной для всех нас живописной картиной в акварели на холсте. Такая ограниченная и лаконичная в цвете. И возможно, даже техника исполнения в графике, на первый взгляд, покажется нам достаточно скудной и лишённой оригинальности и уникальности. Ведь, художник-графист для создания своего шедевра использует только линии, штрихи, пятна-точки, которые в определенной теневой палитре черно-белого цвета мягко ложатся на бумагу. Но вот что удивительно! Именно такая простота и ясность изобразительного языка делает графику произведением искусства. Графика, по сути, лишённая декоративности в привычном для нас понимании и наполненная специфическими неизобразительными элементами, системой графических знаков, передаёт философский смысл, возможность последовательного раскрытия замысла художника. И главное, графика, в отличие от живописи, не сковывает воображение зрителя уже заданной цветовой палитрой. Дает возможность зрителю самому домысливать в воображении все «недостающие» элементы, характерные для живописи, позволяет «оживить» картину и даже сравнить полученный вариант с оригиналом живописного полотна!

В фондах Литературного музея бережно хранится графическое изображение милой молодой девушки; работа второй половины 18 века художника Фишера Куно, выполненное в карандашной технике — «Девушка с цветами «Флора». Карандаш — материал очень гибкий, послушный и позволяющий разнообразно работать в пределах небольшого листа. Штрих графического карандаша отличается красивым серым тоном, с нежным едва заметным отблеском. Красивый насыщенный чёрный и бархатный штрих. Широкая, пластичная линия задаёт некоторое направление, «движение» нашему рисунку. И даже в этой двухцветной палитре мы «видим» свет, как мягко он «расползается» по милому личику девушки, стремясь «охватить» весь ее образ в свои солнечные тиски. И даже фон «полотна» растушеванный четкими линиями, не вступает в контраст с лёгким, цветущим, весенним образом очаровательной леди, который так и воссоздается в воображении зрителя. Такой чистый, теплый образ, полный любви и нежности.

Внимательно, медленно рассмотрите данное изображение, со всех сторон, возможно, даже под разным углом (удобно, если рассматривать с мобильного устройства), приблизив к себе изображение, то вновь отдалиться от него. Возможно, вы даже прикроете глаза, мысленно воссоздадите в памяти увиденное на рисунке. И в воображении создаётся целостный образ, рисунок «оживает». Вы, и это точно, максимально близко к оригиналу сами (!) «декорируете» это черно- белое пространство на бумаге. Проверим?
А теперь взгляните на картину «Портрет девушки» нидерландского художника 17 века Питера Франса де Греббера, с полотна которой был воссоздан наш рисунок.
Угадали цветовую палитру?
Графика, как уникальный вид искусства, дает неограниченные возможности для образного толкования мира. И возможно, именно рисунок в графическом исполнении прежде своего » прародителя»- акварельного полотна, наиболее ясно дает возможность понять зрителю философию картины, мысли и чувства художника.

Творчество Питера Франса де Греббера заслуживает большого внимания. Родился ок.1600г. в Северной Голландии, в семье художника. Вместе с отцом работал со многими известными художниками «Золотого века», перенял очень много манер написания и видение окружающего мира у своего учителя Питера Пауля Рубенса. Отличительной особенностью его полотен является использование светлых оттенков, но в тоже время ярких, насыщенных. Его картины словно светятся. А контрастный, достаточно тёмный фон только усиливает данное впечатление у зрителя. И художник Фишер Куно в своем произведении «Девушка с цветами» очень точно подметил задуманный образ и умело выразил, подчеркнул его всего лишь одним карандашом! На полотне «Портрет девушки» (и на нашей гравюре «Девушка с цветами») изображён портрет юной леди с цветами в руках и цветочном венке в волосах, в образе древнеримской богини весны и цветов Флоры.
В древнеримской мифологии Флору называют богиней распускающихся цветов, ароматных цветущих садов и лугов, богиней юности и удовольствия. Считалось, что пока Флора не приняла власть над землей, земля была пуста и не такой многоликой и яркой. Флора получала власть над всеми живыми существами. В ее честь был назван месяц весны — май. И ежегодно проводился праздник, продолжавшийся 6 дней. В эти дни дома украшали цветочными гирляндами и венками. А женщины в красивых ярких платьях (что запрещалось в обычные дни), в душистых венках предавались весёлым шуткам и пляскам.
Образ Флоры в искусстве стал популярным. В эпоху Ренессанса и Возрождения художники на полотнах изображали уже даже не ту самую Флору в древнеримских нарядах, иной раз в откровенных сюжетах, а простую женщину, либо известную даму аристократического происхождения с цветочным венком в волосах. Женщина и сегодня в любом виде искусства ассоциируется с весной, с цветами, с душевной нежностью, ярким и тёплым солнцем.
Давайте изучать этот удивительный мир по-новому, делать его ярким и живым!

» Девушка с цветами «Флора», Фишер Куно, 2 половина 18 века; 31.3х24.8 см, бумага, карандаш
«Портрет девушки», Питер Франс де Греббер, 1 половина 17 века.

Дата публикации: 25.05.2020 в 17:10
Последнее изменение: 25.05.2020 в 17:10

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о