• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

«Провинциальная красавица» Пенза в мемуарах В.А. Инсарского

«Город Пенза — прелестный город. Есть много городов больше, богаче…, но на мои глаза нет города лучше… Если бы вы спросили Пензу: что в ней замечательного? Пенза, скромная, как провинциальная красавица, отвечала бы; «у меня нет ничего замечательного. Есть хорошее местоположение, здоровый климат, зеленые сады и… только». — так начинает одну из глав своих воспоминаний «Половодье. Картины провинциальной жизни прежнего времени» писатель- мемуарист Василий Антонович Инсарский.

Родился он 24 апреля 1814 года в Пензе, в семье небогатого дворянина, уездного казначея. Учился в пензенской гимназии, в здании где сейчас размещается Литературный музей, в экспозиции которого представлено редкое издание мемуарных записок В. А. Инсарского.
Редкое, потому что это единственный экземпляр книги в Пензе, издание 1875 года! И только в 2016 году «Половодье» было переиздано пензенским краеведом И.С. Шишкиным в 6-м и 7-м томах антологии «Пензенский край в мемуарах, художественной литературе и исследованиях».

Книга В.А. Инсарского «Половодье» повествует о Пензе его детства, а воспоминания детства, как правило, самые яркие и запоминающиеся. Чиновник, обладавший каллиграфическим «царским» почерком, всю жизнь прослуживший в государственных и частных учреждениях, выйдя в отставку Инсарский обращается к написанию многотомных мемуаров. Он был знаком со многими известными людьми своего времени, среди которых поэт М.Ю. Лермонтов, критик В.Г. Белинский, композитор М.И. Глинка, художник А.П. Брюллов, писатели И.С. Тургенев и Н.А. Некрасов и многие другие, о встречах с которыми мемуарист рассказывает на страницах своих воспоминаний.

О родном городе Василий Антонович пишет с большой любовью, мягким юмором и точностью в деталях. В мемуарах упоминаются будни и праздники провинциальной Пензы, ярмарки, театральная жизнь, балы, холера, особенности «зимнего» и «летнего» образа жизни представителей различных слоев населения.

О дворянстве: «Пензенское дворянство было многочисленно, самолюбиво, капризно и имело сильные связи с Петербургом. Известно, что нет даже деревни, где не было бы своих аристократов, но пензенская аристократия имела существенное право на это звание. Дворянство там было большею частью чистокровное и заключало в себе много древних фамилий, как Араповы, Загоскины, Сабуровы. Ахлебинины, Всеволожские, Кишенские, Дубенские и т. д. Все это имело связи в Петербурге, вследствие чего наши дворяне часто бывали там, а столичные их родственники и приятели часто бывали в Пензе. Вероятно, от этих связей и отношений Пенза стояла на уровне современных идей, современных мод и вообще современной жизни. Пензенское дворянство ревниво держалось отдельности своего круга и было гордо и малодоступно для других слоёв. Там велась жизнь роскошная, бал за балом шли непрерывно, устраивались домашние спектакли, концерты и т.д. Жизнь эта была роскошна и потому разорительна.

Одной из особенностей жителей города, по воспоминаниям мемуариста, была всеобщая любовь жителей к пению.
«Пензу… можно было принять за обширную консерваторию, где все беспрерывно пели, только без профессоров и разных мудрых устройств, которыми отличаются действительные консерватории. Там положительно все пели, а те, которые не могли или не умели петь, принимали в пении самое горячее участие».
Сам мемуарист был специалистом по части русского пения, знал сотни народных песен и прекрасно их исполнял, чем приводил в восторг композитора М.И. Глинку. Однажды Василий Антонович указал И.С. Тургеневу на несоответствии исполняемой песни и описываемого впечатления от неё в состязании певцов, в одноименном рассказе из сборника «Записки охотника». И прослушав народную песню «Не одна во поле дороженька пролегала» в исполнении Инсарского, которую тот посоветовал Ивану Сергеевичу Тургеневу вставить в рассказ писатель исправил «ошибку» и последовал совету мемуариста.

А знаете кем славилась Пенза в 19 веке?
«Пенза была без преувеличения, садом красавиц. Потом, оставив родину, я не видел нигде красавиц в таком обилии».
И первейших красавиц города Инсарский называет представительниц купеческого семейства Очкиных и сестёр Дюкиных: «Старшая была высокая стройная девушка с румянцем во всю щеку и с голубыми глазами. Если бы с нее писали картины Венер, Диан, Психей и т. п., то все эти дамы должны бы были быть ей чрезвычайно благодарны, ибо лучше и совершеннее ничего изобразить невозможно, даже в разряде богинь. По туземным понятиям не было ничего удивительного в том, что та или иная особа женского пола красива. Вот если бы та особа побывала в одном из столичных городов, попала на глаза бесчисленных ловеласов…, то там так напели бы в уши про ее неземную красоту, что непременно сбили бы с толку и заставили возмечтать о себе выше меры, что мы постоянно видим в петербуржских дамах и девицах. Красоты на грош, а претензий и чванства на тысячу. В родной Пензе было не то, там понятие девушек о собственной красоте не превосходило меры».

А где в Пензе можно было в большом количестве увидеть провинциальных красавиц?
«К числу замечательных «летних» явлений провинциального нашего быта должно отнести пензенскую ярмарку. Ярмарка называлась «петропавловскою», ибо открывалась в день Петра и Павла, 29 июня. Ярмарочные ряды… постоянно были наполнены массами народа. Массы эти образовывались не только городскими жителями, но ещё в большей степени, семействами помещиков, съезжавшимися на это время в Пензу со всех уездов. Съезжались они под видом приобретения и запаса разных домашних и хозяйственных принадлежностей; но здесь была и тайная цель сбыта. Главнейшим предметом его были дочери-невесты… Ярмарка в отношении помещичьих дочерей-невест имела такое же значение, как в Петербурге Духов день в Летнем саду для невест купеческих, т.е. выставку девиц и осмотр их женихами».

А вот о том, что относилось к числу «зимних» явлений пензенского сезона, почему послеобеденный сон входил в состав непреложных обычаев и законов провинциальной жизни, как отмечались православные праздники в Пензе, какие места в городе были любимыми местами отдыха, какие именно «спектакли» разыгрывались в партере и за кулисами крепостного театра помещика Гладкова и о многих других интересных событиях провинциальной жизни нашего города в 20-е годы 19 века вы узнаете познакомившись с мемуарами В.А. Инсарского здесь: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003587981/
или в 6-м и 7-м томе антологии «Пензенский край в мемуарах, художественной литературе и исследованиях» изданные пензенским краеведом И. С. Шишкиным в 2016 году.

Дата публикации: 24.04.2020 в 14:13
Последнее изменение: 24.04.2020 в 14:14

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о