• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

НОВОСТИ ОТ ХРАНИТЕЛЕЙ. Графический рисунок «Большой колокол»

Колокол… Что это? Простой музыкальный инструмент? Или предмет особого изучения, таящий в себе много загадок и раскрывающий богатую историю народа?

Тема колокольного звона и колокола, в общем, широко применяется в творчестве композиторов, писателей и поэтов, художников, скульпторов. Слушая колокольный звон, невольно погружаешься в особую духовную атмосферу; неподражаемое звучание колокола как будто наполняет каждую клеточку нашего тела. Для каждого из нас колокольный звон оставляет свои особые впечатления, будоражит наши эмоции, оставляя определенные ассоциации в нашем воображении.
Наш земляк Александр Иванович Куприн писал: «…Колокола. Странная система веревок и деревянных рычагов-педалей, порою повисших совсем в воздухе, почти наружу. Есть колокола совсем маленькие: это дети; есть побольше – юноши и молодые люди, незрелые, с голосами громкими и протяжными: в них также лестно позвонить мальчугану, как, например, едучи на извозчике, посидеть на козлах и хоть с минуту подержать вожжи. И вот и Он, самый главный, самый громадный колокол собора…

Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, — баммм… Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?..» (собрание рассказов «Пасхальные колокола»).
Невольно вспоминается, пожалуй, главный памятник русского литейного искусства 18 столетия – Царь-колокол в Московском Кремле, история которого неразрывно связана со всей историей России. Свое отражение данная тема нашла и в графике 19 столетия.

Литературный музей располагает интересной графической работой с изображением этого удивительного памятника искусства — «Большой колокол»; Москва, 14х17,4 см.
Представленная в нашем музее данная работа имеет большой интерес для культурно-исторического анализа события, которому посвящен сюжет изображения. «Большой колокол» является образцом тиражной графики; по сути, это — механическая копия, репродукция, на первый взгляд лишенная творческого подхода. Изображение получено литографским способом – оттиск рисунка, перенесенный на бумагу с гладкой поверхности каменной пластины. Литография пришла на смену резцовой графики и получила особо широкое распространение со второй четверти 19 века. Справедливости ради, стоит отметить, что ценность представленной иллюстрации из фондовой коллекции заключается не только в сюжете изображения, но и в технике исполнения, в том, с какой точностью гравер передает живописность и точность мазков рисунка лаконичным языком мелких штрихов гравюры.

Данную работу «Большой колокол» можно смело отнести к новому направлению в русском искусстве конца 18 — нач.19 вв. – видовой графике. Решающее значение для формирования всей культуры этого периода, и в том числе графики, становятся всем известные события в истории, связанные с Отечественной войной 1812 года, это и многочисленные научные экспедиции, необходимость хозяйственного освоение страны. Частыми становятся поездки художников по городам России для зарисовки местностей. Требовалось присутствие художника для фиксации вида местности с точной передачей реалистичности изображаемой композиции. Возросший интерес к истории страны находит прямое отражение в развитии нового направления — видовой литографии, к которой относится и наш экспонат. Видописание, как самостоятельное направление в искусстве, получает широкое распространение именно с 1820-1830-х гг. В ходе атрибуции данного экспоната, к сожалению, не удалось выяснить большей информации об авторе рисунка: в отдельных источниках имеются лишь упоминание об имени художника – Дж. И. Белла. Однако, анализируя сюжет и технику гравюры, отметим отсутствие в композиции декоративной условности, которая была особенно характерна для графики еще конца 18-нач. 19 вв.
Сюжет вполне реалистичен, ничего лишнего. Техника написания отдельных элементов достаточна проста с точки зрения профессионального исполнения. Во-вторых, учитывая новые веяния и требования к графике этого периода – фиксация преимущественно внешних черт народной жизни, то видописание в искусстве вполне могло обойтись и небольшими профессиональными навыками. Поэтому, вполне возможно, автор данного рисунка– обычный художник-любитель, проявивший интерес к истории, путешествуя по просторам России. Исследовательская работа по данной иллюстрации позволяет, в конечном итоге, отнести наш экспонат к произведению художественной графической работы, выполненный в технике литографии, к периоду именно кон. 1830-х — 1850 гг., с большей вероятностью. Дело в том, что с 1840-х гг. в искусстве происходит упадок литографии, связанный с началом применения торцовой ксилографии. Новый виток подъема литографии наблюдался лишь с 1860- х гг. Однако в это время интерес к литографии проявляется уже больше в пейзажах и жанровых сценах, в создании журнальных иллюстраций с острой социально-политической подоплекой.

И еще один важный момент… Обращаясь к сюжету иллюстрации, стоит внимательно рассмотреть изображение самого колокола. В графике конца 18-19 веков имеется ряд работ с разнящимися деталями в изображении Царь-колокола. Причем, стоит заметить, изображение Царь-колокола в гравюрах 19 века расхоже и с современным обликом этого памятника искусства. Ниже представлены фото колокола с различиями в изображении. Возможно, подобное изображение на гравюрах — это преднамеренное искажение автора. А возможно, эти гравюры хранят в себе тайны, загадки происхождения одного из самого удивительного памятника в российском искусстве… О чем же молчит самый величественный колокол России?!
Низкое разрешение, к сожалению, не позволяет полностью детализировать иллюстрацию. Однако, рассматривая все три вида колокола в одном ракурсе, заметим, что на одной из гравюр 19 века имеется дополнительная фигура справа (фигура правителя), чего не видно на современном колоколе в той же перспективе. Отсутствует и картуш с надписью, где говорится об отливки колокола при Анне Иоанновне. По историческим источникам известно, что эта гравюра относится к началу 19 века. На гравюре из коллекции графики Литературного музея, в отличии от предыдущей, перспектива изображения показана верно, уже имеется картуш с надписью.

В публицистических источниках середины 19 века (1856-1857 гг.) содержатся сведения английского путешественника с описанием колокола, уже присущим его современному виду. Таким образом, можно сказать, что гравюра «Большой колокол» из фондовой коллекции Литературного музея относится ко второй четверти XIX века; является ценным образцом для истории искусства и графики.

Дата публикации: 22.04.2020 в 15:09
Последнее изменение: 22.04.2020 в 15:09

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о