• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

К 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

«К.С.БАДИГИН — ЧЕЛОВЕК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО МУЖЕСТВА»

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, исследователя Арктики, отважного ледового капитана, писателя Константина Сергеевича Бадигина.

В фондах Литературного музея сохранилось несколько ценных писем из его архива, на одном из них адрес: «г.Москва, ул.Горького, Новые дома, капитану Бадигину». Но даже без указания точного адреса письма находили адресата. Страна знала своих Героев!

К.С.Бадигин родился в 1910 году в сухопутной Пензе, но вся его жизнь была связана с морем. «Кто однажды глотнул крепкого соленого воздуха моря, тот навсегда становится его пленником», признавался Бадигин.
В 1932 г. Константин Сергеевич за полтора года окончил четырёхлетний курс Владивостокского мореходного училища. Судьба его круто меняется, когда он попадает на Северный ледовитый океан. Красота севера, его неизведанность, тяжелейшие условия вождения судов, но возможность постоянно узнавать для себя что-то новое и трудиться на пределе сил покорили моряка, и он в ноябре 1933 года уезжает в Архангельск.
Весной 1938 года в море Лаптевых в ледяной плен попадают сразу три ледокольных парохода — «Седов», «Садко» и «Малыгин». Начинается беспримерный дрейф. Вскоре заболевшего капитана «Седова» самолетом отправляют на Большую землю, а его место занимает Бадигин, которому еще нет и 30 лет. Вскоре к дрейфующим судам смог пробиться легендарный ледокол «Ермак», но освободил из ледового плена он только «Садко» и «Малыгина». На ледоколе «Седов» остались 15 человек во главе с капитаном Константином Бадигиным, и в общей сложности 812 дней дрейфовали в приполюсном районе Северного Ледовитого океана. За это время был собран уникальный научный материал, проведены ценные океанографические, метеорологические, геофизические и биологические наблюдения.
Прочитав книгу К.С.Бадигина «Три зимовки во льдах Арктики», вы узнаете и о суровых испытаниях, которые пришлось преодолеть морякам, и о тех радостных моментах, что скрашивали их нелегкие будни. Никого не оставит равнодушным рассказ о приключениях любознательной и общительной медведицы Машки, которой моряки обязаны были многими веселыми минутами! Читать здесь:
https://www.litmir.me/br/?b=223746&p=1

Из ледового плена судно смогло освободиться только в Гренландском море, пройдя тысячи километров по неизведанным районам Арктики. 29 января 1940 года судно «Георгий Седов» прибыло в Мурманск. За героизм и мужество все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а корабль награжден орденом Ленина.

В годы Великой Отечественной войны Константин Сергеевич занимал должности командира Ледокольного отряда Беломорской флотилии, первого заместителя начальника Управления Беломорских ледовых операций, как заместитель Папанина, обеспечивал перевозки в Арктическом бассейне по Северному морскому пути. С 1943 года был капитаном теплохода «Клара Цеткин» на Тихом океане, осуществляя доставку грузов по Ленд-лизу из США во Владивосток. Хотя СССР не воевал с Японией, нападения на советские суда происходили постоянно и эти рейсы были чрезвычайно опасными. О смешных и страшных случаях, происходивших во время рейсов и между ними, о том, как сражались мирные торговые моряки на незаметном фронте, он рассказывает в своей документальной повести: «С паровозами через Тихий океан». С книгой можно ознакомиться здесь:

https://www.litmir.me/br/?b=260223&p=1

А мы предлагаем вашему вниманию лишь небольшой фрагмент повести:

«…Вечером ко мне зашел офицер конвойной службы США. Вид у него был взволнованный. Он снял фуражку и вытер пот.

— Капитан, хочу рассказать вам об одном чрезвычайном происшествии.

— Я слушаю.

— Три дня назад в Портленд пришел советский пароход. — Старший лейтенант назвал судно и фамилию капитана. — На палубе у него был воздушный шар.

— Воздушный шар? — удивился я.
— Японский воздушный шар, — уточнил американец. — Японцы летом посылают такие шары при попутных ветрах, и они летят на нашу землю. На шарах подвешена взрывчатка с автоматическим взрывателем. Когда шар летит над океаном, взрыватель не действует: мала температура. Если шар попадет на землю, то на солнце температура быстро поднимется и взрыватель сработает. Японцы рассчитывают на лесные пожары. Несколько раз воздушные шары действительно явились причиной пожаров. Это диверсия. Мы раньше не предупреждали советских капитанов об этой японской выдумке и делали ошибку, — продолжал лейтенант. — И вот ваш капитан увидел у берега США снижающийся в море воздушный шар; вообразив, что нужна помощь людям, он попытался взять шар на палубу. Это удалось, и капитан привез нам японский подарок. Хорошо, что в море холодно и он не успел взорваться на палубе советского судна».

Радостную весть о Великой Победе моряки встретили на боевом посту:

«Война окончена. Мы победили…. Моряки в радостном возбуждении поздравляли друг друга. Мы гордились тем, что и полторы сотни «наших» паровозов помогали победе где-то там, на западе.

Радисты на судах приняли сообщение о безоговорочной капитуляции. Кто-то из капитанов выстрелил первым, и началось… Строчили из пулеметов трассирующими разноцветными пулями, били из орудий осветительными снарядами…. Салют продолжался довольно долго и с трудом был остановлен капитаном порта, выехавшим к стрелявшим судам на катере. Я не удержался и тоже стрелял из своей пушки осветительными снарядами.

Мирные жители Петропавловска, всю войну не знавшие ни обстрелов, ни бомбежек, были перепуганы неожиданной канонадой. Конечно, это было самоуправство. Но трудно было морякам удержаться — слишком радостной была весть».

После Великой Отечественной войны Бадигин отказался от «береговых» должностей и остался на капитанском мостике. Всего же капитаном морских судов он пробыл в общей сложности 30 лет! Ещё во время дрейфа на ледоколе «Седов» Бадигин занимался серьезными научными исследованиями. Любовь к науке и стремление во всем разобраться до конца сохранились у него на всю жизнь. Особенно интересовало Константина Сергеевича все, что связано с освоением русского севера. Он заочно окончил педагогический институт и аспирантуру, защитил диссертацию о северных русских мореходах — поморах.

До 1969 года Константин Бадигин — капитан дальнего плавания в Калининграде, занимался приёмкой судов, построенных за рубежом, руководил Калининградским отрядом по подъёму судов, затопленных во время войны. А в 1960 году он создал в Калининграде отделение Союза писателей РСФСР, но от поста секретаря отделения из-за природной скромности отказался. К этому времени он уже был известным писателем, автором нескольких книг, пользовавшихся в стране большой популярностью. Список литературных произведений Константина Бадигина обширен, на его писательском счету более двух десятков книг, полных соленого морского ветра и героических приключений. Среди них романы: «Путь на Грумант», «Секрет государственной важности», «Кольцо великого магистра», «Корсары Ивана Грозного» и многие другие.

Более подробно о творчестве Константина Бадигина вы сможете узнать в последующих публикациях на сайте Литературного музея. Оставайтесь с нами!
#СидимДома

Дата публикации: 14.04.2020 в 17:04
Последнее изменение: 14.04.2020 в 17:04

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о