• ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

«…Она играет столь же восхитительно, сколько и усладительно… «

10 апреля 1817 года родилась талантливая актриса, о которой В. Г. Белинский писал: «…Она играет столь же восхитительно, сколько и усладительно… каждый её жест, каждое слово возбуждает громкие и восторженные рукоплескания… Я был вполне восхищен и очарован».
Она появилась на сцене без всякого стремления к театральной карьере. Но стала интереснейшей российской театральной актрисой императорского Александринского театра.
Современники утверждали: лучшей водевильной актрисы, чем …, трудно себе представить. Женственная и грациозная, она обладала кроме прекрасной внешности еще и красивым голосом, отличалась выразительной мимикой. Юная актриса имела особенно огромный успех в «водевилях с переодеванием» и в ролях «травести».
Актер П. А. Каратыгин вспоминал: «… умела смешить публику до слез, никогда не впадая в карикатуру; зрители смеялись, подчиняясь обаянию высокого комизма и неподдельной веселости самой актрисы, казавшейся милым и шаловливым ребенком».
… стала первой исполнительницей ролей Марьи Антоновны в «Ревизоре» и Софьи в «Горе от ума». Исполняя роли Офелии и Корделии, молодая актриса отказалась от натужного пафоса, от декламации с форсированным голосом, подкрепленной чрезмерной жестикуляцией. Именно … принадлежала находка исполнять сцену безумия Офелии в полной тишине, без музыкального сопровождения, как это делали другие актрисы.

О ком же речь?
Варва́ра Никола́евна А́сенкова (1817—1841), дочь известной драматической актрисы А.Е. Асенковой, вовсе не желала повторить материнскую судьбу, но все же была отдана ею в Театральное училище. Матушке пришлось вскоре забрать Вареньку оттуда, ибо дочь, по мнению педагогов, «необыкновенных способностей» не выказала.
Отца будущая актриса практически не знала: офицер Семеновского полка Николай Иванович Кашкаров был осужден за какие-то провинности по службе (говорили, что заступился за солдат-бунтовщиков), сослан на Кавказ, затем вступил в законный брак и к Асенковой-старшей и своим детям от нее больше не вернулся. Впрочем, по другим сведениям, детей от него, кроме Вареньки, у Александры Егоровны Асенковой больше не было, а двое (или трое) младшеньких родились уже в другом браке – тоже гражданском…
Отчим Вари, отставной военный Павел Николаевич Креницын, служил содержателем зеленых карет, в которых развозили воспитанников Театрального училища. В такой карете одно время довелось ездить и Вареньке. Только зная это обстоятельство, в полной мере понимаешь, почему фильм советского времени о знаменитой русской актрисе назван «Зеленая карета».
И. И. Сосницкий, занятия с которым шли на первых порах настолько неуспешно, что знаменитый артист потерял всякую надежду на возможность вызвать хотя бы искру таланта в своей ученице, хотел уже отказаться от бесполезного труда, как вдруг, однажды, репетируя с Асенковой роль Фанни в драме «Мать и дочь — соперницы», был поражён, с какими глубиной и чувством юная Асенкова прочла один из монологов. Сосницкий, опытный актёр, не мог не разглядеть зарницу огромного дара, скрываемого за видимой апатичностью и внешней закомплексованностью «бастарда-неудачницы» и продолжил её серьёзное обучение.
Среди ролей: одалиска Роксалана («Сулейман II, или Три султанши» Ш. С. Фавара, 1835), Мина («Лорнет, или Правда глаза колет» Э.Скриба в переводе П. А. Каратыгина, 1835), юнкер Лелев («Гусарская стоянка, или Плата той же монетой» В. И. Орлова, 1835), Керубино («Женитьбе Фигаро» П. О. Бомарше, 1835), Марья Петровна («Деловой человек» Ф. А. Кони, 1835), Вероника («Уголино» Полевого, 1835), Надежда Павловна («Капризы влюбленных» П. Фёдорова, 1835), Аверина («Домашняя комедия» Григорьева 2-го, 1835), Мальвина («Мальвина, или Урок богатым невестам», переделка с французского пьесы Э. Скриба Д. Т. Ленского, 1836), Луиза («Узкие башмаки» П. С. Федорова), Зарецкая («Чего на свете не бывает»), Елена («Велизарий» Шенка в авторизованном переводе П. Г. Ободовского), Звонкова («Заемный муж» Григорьева 1-го), Педро («Король и пастух» А. А. Шаховского), Жанна («Не влюбляйся без памяти» Ф. А. Кони), Надежда Дмитриевна («Злой дух» И.Аничкова), Рутли («Влюбленный рекрут» Н. И. Куликова), Зубкова («Замужняя вдова» Р.Зотова), Сабина («Деревенская простота»), Софья Вентер («Добрый гений» Д. Т. Ленского), Вильгельмина («Сардамский корабельный мастер» Р.Зотова), Неллора («Царство женщин» Н. И. Куликова), Эмилия («Женщины-солдаты» И. И. Лизагуба), Виктор («Паж-арестант» П. С. Федорова), Марья Антоновна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1836, первая исполнительница), гусар-девица («Девушка-гусар», Ф.Кони, 1836), Евгения Гранде («Дочь скупого», переделка романа Бальзака П. Валберха), Офелия («Гамлет» Шекспира в обработке В. А. Каратыгина, 1837), Эсмеральда («Эсмеральда, или Четыре рода любви» по роману Гюго «Собор Парижской Богоматери» в авторизованном перевода В. А. Каратыгина, 1837), Юлия де Креки («Полковник старых времен», переделка с французского Ленского), Дженни («Мечты»), Карл II («Пятнадцатилетний король», авторизованный перевод Д.Ленского, 1838), Соничка («Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» П. А. Каратыгина, 1838), Параша («Параша-Сибирячка» Н. Полевого), Корделия («Король Лир» Шекспира, 1838), дочь мельника («Русалка» А. С. Пушкина в переделке А. А. Шаховского, 1838), Катенька («Отец, каких мало» Н. А. Коровкина, 1838), Корнелия («Дедушка русского флота» Н. Полевого, 1838), простая девушка («Смерть или честь» Н. Полевого, 1838), возможно: Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1839)?, роли в водевилях «Чертов колпачок» П. Н. Арапова, «Школа женщин», «Адольф и Клара», «Мал да удал», Пашенька («Новички в любви» Н. А. Коровкина), Карпинская («Полюбовная сделка» Григорьева 1-го), Сусанна («Сиротка Сусанна» в авторизованном переводе Григорьева 1-го), Лиза («Ножка», авторизованный перевод П. А. Каратыгина), «Покойная ночь» Григорьева 1-го, гусар Лазов («Военные граждане, или Русские в гостях» Г. А. Пасынкова, 1939), Габриэль («Девица-отшельница» Эжена Скриба, перевод Григорьева 1-го, 1940), Любочка («Харьковский жених, или Дом на две улицы» Д. Т. Ленского, 1840), Мирандолина («Мирандолина» в переводе В. А. Каратыгина) и др.
https://www.liveinternet.ru/users/komrik/post328952808/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Асенкова,_Варвара_Никол..
Передача «Женщины в русской истории». Варвара Николаевна Асенкова (1817—1841) — российская театральная актриса императорского Александринского театра.


Гау В.И. Актриса Варвара Николаевна Асенкова в роли Эсмеральды. 1838.

Дата публикации: 10.04.2020 в 09:32
Последнее изменение: 10.04.2020 в 09:32

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о