• Изображение слайдера
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Алексей Константинович Толстой, или Русский роман.

В рубрике «80 литературных имен», посвященной 80-летию Пензенской обрасти, читайте статью научного сотрудника Литературного музея Татьяны Каймановой о пребывании поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого в Пензенской губернии. Кому из пензенских муз было адресовано стихотворение «Средь шумного бала», ставшее известным русским романсом?

Судьба была к нему щедра.

Происхождением своим поэт А.К.Толстой был родовит и знатен. По материнской линии его прадедом был Кирилл Разумовский, ставший в 22 года гетманом Украины благодаря брату Алексею, тайновенчанному супругу императрицы Елизаветы Петровны.

Дед-граф Алексей Кириллович Разумовский — несказанно богат, служил Министром просвещения. Помимо законных, имел от красавицы-мещанки Марьи Соболевской 10 внебрачных детей, которым дана была фамилия Перовские – среди них Анна Алексеевна – мать будущего поэта и писателя.

По отцовской линии Толстые выехали из Литвы при Иване III. В эпоху Петра I сподвижник царя пращур Петр Андреевич Толстой – дипломат, удостоен графского титула. Отец поэта Константин Петрович Толстой в 17 лет был выпущен офицером. Военная карьера шла быстро и счастливо: смел, ловок, считался лучшим танцором в полку – однажды на балу шведская королева выбрала его кавалером.

В 36 лет вдовец женился на красавице Анне Перовской. После рождения сына Алексея родители разъехались. Опекуном и воспитателем Алексея Толстого стал его дядя – Алексей Алексеевич Перовский, писатель, сочинивший специально для племянника сказку «Черная курица» под псевдонимом Антон Погорельский. Детство прошло в имениях Перовских – Почеп, Погорельцы, Красный Рог (ныне в Красном Роге Брянской области музей А.К.Толстого).

Алешу учили иностранным языкам, живописи, музыке; дядя брал его в путешествие за границу – в Веймаре сам Гете держал на коленях красивого и умного мальчика Алешу. Смолоду Толстой отличался богатырским здоровьем: завязывал узлом серебряные вилки, вгонял пальцем в стену гвозди, разгибал подковы; одарен был исключительной памятью: часто для шутки после беглого прочтения большой страницы любой прозы мог дословно передать прочитанное без ошибки.

Молодой граф – товарищ детских игр будущего императора Александра II, входивший к нему без доклада, мог сделать блестящую карьеру: придворные знания камер-юнкера, флигель-адъютанта следовали один за другим. «Но цепи всегда цепи, даже цепи из цветов»,- не обольщался Толстой дружбой с императором.

В 17 лет зачисленный на службу в Московский архив Министерства иностранных дел архивный юноша приобрел глубокие знания по древнерусскому языку и истории России, хотя тяготился службой и служил в угоду маменьке.

Человек сердечный, совестливый, честный, порядочный, просясь в отставку, предложил другу-императору свою преданность: «В согласии с совестью и в меру разумения говорить во что бы то ни стало правду, это единственная должность, возможная для меня и, к счастью, не требующая мундира».

В молодые годы силач, красавец, богач, умница граф Алексей вел светскую жизнь, танцевал на балах, волочился напропалую, брал уроки игры на флейте и мандолине, увлекался охотой, писал сатиры, которые ходили в списках, работал над прозой.

Любовная лирика А.К. Толстого обращена к одной женщине, которой 34-летний граф пленился в 1851 г. на петербургском маскараде. Очаровательная незнакомка в маске, стройная, грациозная, изящная, обладавшая светлыми роскошными волосами, мелодичным голосом и необъяснимой притягательностью стала адресатом стихов, которые через 27 лет будут положены на музыку П.И. Чайковским и превратятся в самый прелестный русский романс.

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдаленной свирели,

Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

И смех твой, и грустный, и звонкий, // С тех пор в моем сердце звучит…

В часы одинокие ночи // Люблю я усталый прилечь;

Я вижу печальные очи, // Я слышу веселую речь.

И грустно я так засыпаю, // И в грезах неведомых сплю…

Люблю ли тебя, я не знаю – // Но кажется мне, что люблю!

Когда через несколько дней Толстой увидел ее без маски, он совсем не был разочарован, как И.С. Тургенев, который позже вспоминал: «Что же я увидел? Лицо чухонского солдата в юбке». Женщина была окружена тайной, слухами, сплетнями.

Музой Толстого оказалась Софья Андреевна Бахметьева (1825 — 1892), в замужестве Миллер. Уроженка Пензенской губернии Софья выросла в имении Смольково под Саранском, получила прекрасное образование в Екатерининском институте, престижном заведении для воспитания девиц-дворянок.

По воспоминаниям современников, она хотя и не была красива, но умна, сложена превосходно, «пела, как ангел, и прослушав ее несколько вечеров, можно было без ума влюбиться в нее и не только графскую, а царскую корону надеть на ее бойкую головку». Мать старалась выгодно выдать замуж бесприданницу, поощряя ее роман с князем Г.Вяземским. Громкий светский скандал закончился дуэлью, на которой брат оскорбленной девушки был убит князем – обольстителем. Жизнь для восемнадцатилетней виновницы в родительском доме стала невыносима, и Софья приняла предложение влюбленного в нее конногвардейца Л.Ф.Миллера, но вскоре супруги разъехались.

К моменту встречи с А.К. Толстым Софье Андреевне было 24 года, она жила с писателем Д. Григоровичем вне брака и была великолепной мишенью для злословья. «Бедное дитя,- писал ей А.К. Толстой,- с тех пор, как ты брошена в жизнь, ты знала только бури и грозы».

— Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!

Жизнью своею я жил и слезами твоими я плакал …

Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я;

Но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий;

Дороги мне твои слезы и дорого каждое слово!

Бедное вижу в тебе я дитя, без отца, без опоры;

Рано познала ты горе, обман и людское злословье,

Рано под тяжестью бед твои преломилися силы!

Бедное ты деревцо поникшее долу головкой!

Ты прислонися ко мне, деревцо, к зеленому вязу:

Ты прислонися ко мне, я стою надежно и прочно!

Так начинался еще один русский роман. В 1850-е годы Толстой часто посещал имение Бахметьевых Смольково в Пензенской губернии (ныне Лямбирский район Мордовской республики).

1 января 1855 года в письме к любимой женщине вспоминал о своем пребывании рядом с ней: «Я все думаю и грущу о Смолькове …

Мне кажется — это кульминационный пункт моей жизни … Я не заметил ни зимы, ни дурной погоды. Мне казалось, что была весна, я вывез из Смольково впечатление зелени и счастья»…

Ты не спрашивай, не распытывай, Умом-разумом не раскидывай, Как люблю тебя, почему люблю …

Стихи переплетались с письмами-признаниями: «Без тебя я спал бы, как сурок, или страдал постоянной болезнью души и сердца. Любить тебя — это мой девиз! Любить тебя – значит для меня жить». Он не отдал ее в жертву ни пересудам, ни предубеждению своей матушки, которая изо всех сил противилась его браку со скомпрометированной особой.

Алексей Константинович Толстой доверял ей как своему домашнему критику: «…И может быть, ты разбранишь, и тогда я приду в уныние. А впрочем, если ты разбранишь, я не приду в уныние, а поправлю, потому что я тебе больше верю».

На протяжении всей жизни любовь А.К. Толстого к Софье Андреевне оставалась нежной, как в первые годы.

«Не верь, мой друг, когда в избытке горя

Я говорю, что разлюбил тебя,

В отлива час не верь измене моря,

Оно к земле воротится, любя.

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре,

О, не грусти, ты все мне дорога, // Но я любить могу лишь на просторе,

Мою любовь, широкую как море, // Вместить не могут жизни берега!»

Графиня Софья Толстая приводила современников в восхищение незаурядностью, высоким умом, энциклопедической образованностью, оригинальностью суждений. В ней была бездна грации и обаяния, соединенных с душевной тонкостью и сердечной отзывчивостью.

Гостивший в 1869 году в имении А.К. Толстого Красный Рог поэт А.А. Фет рассказывал: «Трудно было выбирать между беседами графа в его кабинете, где, говоря о самых серьезных предметах, он умел вдруг озарить беседу неожиданностью, и салоном, где графиня умела оживить свой чайный стол каким-нибудь тонким замечанием о старинном живописце или, подойдя к роялю, мастерскою игрою и пением заставить слушателя задышать лучшею жизнью».

Софья Андреевна переписывалась с И.С.Тургеневым, И.А.Гончаровым, А.А.Фетом, Я.П.Полонским, Ф.М.Достоевским, В.С.Соловьевым.

Композиторы посвящали ей свои музыкальные сочинения: в 1866 году Ф.Лист написал для нее романс «Не брани меня, мой друг».

После смерти А.К.Толстого Софья Андреевна создала в доме культ мужа-поэта, с любовью хранила его вещи, рукописи. Творчество Толстого составляет золотой фонд культурного наследия Отечества: роман «Князь Серебряный»; трилогия из пьес «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» (этой пьесой в 1898 году открыл свою биографию Московский Художественный театр), «Царь Борис»; драматическая поэма «Дон Жуан»; баллады, былины, притчи, стихи, из которых часть положена на музыку П.Чайковским, С.Рахманиновым, Н.Римским-Корсаковым, А.Бородиным, Н.Балакиревым и другими.

Прелестна пейзажная лирика А.К.Толстого: «Колокольчики мои», «Острою секирой ранена береза», «Вот уж снег последний в поле тает», «На нивы желтые нисходит тишина», «Благославляю вас леса». Малоизвестны его поэма «Иоанн Дамаскин», сатирические произведения «Сон Попова», «История государства Российского».

Певец красоты и правды, не признававший направления в искусстве, по собственным словам, «проводил мысль». Писал о тирании, чести, старине, когда царила другая формула: «Да будет мне стыдно» и блюлась «религия честного слова».

Интерес к истории России – один из основных в творчестве А.К.Толстого. Еще до «Князя Серебряного» были написаны «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин». В жестокой эпохе Ивана Грозного его, как художника, привлекало противостояние прямых, честных одиночек общей системе зла и насилия.

Они обречены на гибель, так как верны этой системе и пытаются совместить с этой системой высшие достойные идеалы: «Серебряный разделял убеждения своего века, не выходил из повиновения царю, которого считал представителем Божией воли на земле». Но, сталкиваясь с несправедливостью, душа его вскипает негодованием, сам себе на удивление, почти бессознательно он действовал наперекор правилам. В поведении Серебряного Толстой находил «благородную непоследовательность».

Певец красоты и правды, не признававший направления в искусстве, по собственным словам, «проводил мысль». Писал о тирании, чести, старине, когда царила другая формула: «Да будет мне стыдно» и блюлась «религия честного слова».

Героем его трилогии оказался Борис Годунов.

Все так же трепетно и современно звучат строки Толстого в трилогии на извечную тему: могут ли преступные средства быть оправданы высокой целью? (Борис через «неправду», убийство царевича Дмитрия, стал царем.)

БорисТо место, где я стал, Оно мое затем лишь, что другого Я вытеснил! Не прав перед другими Всяк, кто живет! Вся разница меж нас: Кто для чего неправ бывает. Если, Чтоб тьмы людей счастливыми соделать, Я б большую неправость совершил, Чем тот, который блага никакого Им не принес, — Кто ж, он иль я, виновней Перед Господом? Устами Бориса автор выражает мысль-заключение: От зла лишь зло родится – все едино – Себе ль мы, им служить хотим иль царству — Оно ни нам, ни царству впрок нейдет.

Есть у А.К.Толстого притча, которая называется «Правда». Семеро братьев отправляются узнать, что такое правда: А и много про нее говорено, А и много про нее написано, А и много про нее лыгано.

Но подъехали к необъятной и необозримой правде братья с семи разных концов и увидели ее с семи разных сторон. А потому, вернувшись домой, «всяк рассказывал правду по-своему». А поскольку каждый считал, что только он правильно понял правду, то между братьями начался спор, перешедший потом и в драку. В битве за свое понимание правды погибли все братья, но каждый, умирая, завещал своим сыновьям так же до смерти сражаться за правду. И доселе их внуки рубятся, Все рубятся за правду, за истину, На великое себе разорение. Поучительно, не правда ли?

#ЛитературныйМузей #Пенза #МузеиРоссии #Саранск #Экскурсовод_Пенза#Событие #Достопримечательности #Туризм_и_отдых_в_Пензенской_области#Россия#Толстой #Календарь #Литература #Романс

   

 

Дата публикации: 15.04.2019 в 11:24
Последнее изменение: 15.04.2019 в 11:24

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о